Бизнес-анализ – это набор инструментов, позволяющих добывать и систематизировать информацию о работе компании на всех уровнях, а также устанавливать логические связи между всеми заинтересованными сторонами, регламентами и оперативной деятельностью. Бизнес-аналитика в ИТ, как в передовой сфере современного рынка, давно стала обыденностью. Но в последнее время без аналитиков не обходятся и многие сферы, которые еще недавно успешно управлялись «традиционными» (то есть устаревшими) методами.
Цели бизнес-аналитики
В техническом плане системная аналитика бизнеса состоит в том, чтобы максимально точно описать сложившуюся ситуацию, установить все явные и неявные связи, выявить проблемные точки, увидеть имеющиеся перспективы, сформулировать требуемые улучшения, предложить механизмы внедрения этих новшеств. Если же говорить о глобальных задачах в контексте интересов всего предприятия, то можно выделить следующие направления:
- Снижение затрат при (как минимум) сохранении качества. Эксперт должен подумать – каким образом устранить нерациональные расходы, внедрить более экономные технологии, уменьшить процент брака.
- Улучшение собственно качества. Здесь взгляд аналитика обращается на конечный результат всей деятельности фирмы, то есть на продукты или услуги. Все ли клиенты и партнеры довольны продукцией и существующими схемами взаимодействия? Каково реальное восприятие организации на рынке? Не устаревает ли продукт, не отстает ли по каким-то параметрам от конкурентных аналогов?
- Формулировка первостепенных проблем. Одним из итогов аналитической работы становится список недостатков, которые организации необходимо устранить, если она не хочет потерпеть крах или остановиться в своем развитии.
- Стандартизация требований. Все найденные решения должны получить четкое описание и быть в доступной форме изложены в будущих регламентах, должностных инструкциях, памятках иных внутренних документах. Выводы должны быть донесены не только до руководства и отдельных менеджеров, но и до каждого сотрудника, который имеет то или иное отношение к упоминаемым бизнес-операциям.
Инструменты бизнес-аналитики
Формально бизнес-анализом может считаться ручной сбор информации, составление схем, графиков и таблиц, их последующее сравнение и формулирование выводов. Но в наши дни разработан IT-инструментарий со множеством функций, позволяющий проделывать эти действия гораздо быстрее, точнее и с учетом всех профессиональных стандартов.
В описываемой сфере существует немало информационных платформ, автоматизирующих сбор данных, их классификацию и построение наглядных схем. Популярные платформы на основе OLAP-кубов позволяют выстраивать схемы и графики на основе любых имеющихся данных, демонстрируя зависимость одного показателя от другого. Новая система in-memory предполагает моментальное обеспечение эксперта любыми имеющимися сведениями, которые постоянно сохраняются в оперативной памяти.
Иными словами, благодаря современному инструментарию специалист может за минуту получить информацию, например, о зависимости продаж определенного вида товаров в определенном магазине от сезона, дня недели и стоящих в смене продавцов. Каждый профессионал выбирает какую-то одну платформу, которая подходит для его подхода и для его заказчиков. Но обязанность хорошего специалиста – на достаточном уровне ориентироваться во всех основных системах.
Сферы применения бизнес-аналитики
Изначально аналитика активно применялась в IT, потому что именно игроки этого рынка раньше всего осознали важность информации в современном мире. Но сегодня это осознание пришло уже фактически во все области человеческой деятельности. Крупные компании начали одна за другой открывать вакансии бизнес-аналитика.
Переводчики третьей версии BPM CBOK (Business Process Management Common Body of Knowledge) обратили внимание на неоднозначное восприятие слова «бизнес» в русском языке. Английское Business переводится как «дело» и охватывает все сферы, в которых люди осознанно и долговременно работают над реализацией неких целей. Но в Россию это слово пришло на волне коммерциализации, в связи с чем до сих пор можно услышать мнение, что «нашей организации не нужна бизнес-аналитика, потому что мы не занимаемся коммерцией». Однако на самом деле аналитика бизнес-процессов применима в некоммерческих и государственных структурах для обоснования принимаемых решений.
Бизнес-анализ включает:
- Сбор и интеллектуальную обработку данных;
- Стратегический анализ деятельности и определение ключевых направлений развития;
- Построение целевой архитектуры предприятия;
- Управление процессами для достижения желаемых показателей;
- Исследование предметной области и формулирование требований к разрабатываемым информационным технологиям.
Базовые познания в бизнес-аналитике – пожалуй, неизбежное условие управления любым предприятием в информационном мире. Каждый менеджер должен ежедневно и ежечасно понимать, какая ситуация сложилась на текущий момент внутри организации, как это соотносится с общим положением дел на рынке, какие изменения необходимо произвести и каким образом это можно сделать.
Получить новую профессию можно в формате дополнительного образования.
Например, в ВШБИ НИУ ВШЭ он применяется на программе второго высшего образования «Управление информационными технологиями в бизнесе» и на программах профессиональной переподготовки «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование», «Информационная бизнес-аналитика».
← Назад к списку