CвернутьВсе разделы
Что делать, если нужно создать инновационный продукт в традиционной компании?

Что делать, если нужно создать инновационный продукт в традиционной компании?

Юлия Билинкис

Юлия Билинкис

Какой «золотой молоток» пытаются применить к разработке инновационных продуктов в российских крупных компаниях? Разбираемся с Юлией Билинкис, преподавателем ВШБИ, экспертом в области анализа бизнес-процессов и основателем мастерской BPMCafe.

В последние 5 лет на рынке существует тренд на внутреннее корпоративное предпринимательство (Inner Corporate Venture, далее ICV), и большинство крупных компаний бесстрашно начинают внедрять новые подходы к ведению бизнеса и создают специально для этого инновационные лаборатории, команды и подразделения. В обиход входят такие понятия как MVP (Minimum Viable Product - минимально жизнеспособный продукт), Lean Startup (бережливый стартап) и др.

Пример золотого молотка в IT

Наш герой ‒ руководитель проекта, ранее работавший в качестве начальника управления системных аналитиков в банке, устраивается на новую должность и получает первое задание ‒ сделать с нуля сервис, задачей которого будет помогать клиентам банка в ведении личных финансов. Наш герой сталкивался с ИТ-задачами, но только со стороны описания требований, которые он получал от операционного департамента. Неудивительно, что он решает применить знакомые инструменты, и в течение нескольких часов/дней/месяцев набрасывает проект сервиса, смотрит, что есть у конкурентов, гуглит, какие основные функции должны быть для контроля личных финансов, копируют интерфейсы Easyfinance и т.д. Однако результат предсказуемо не устраивает его руководителя, ни клиентов, ничего «не взлетает». Как же так? Ведь у него есть MVP!

И вот здесь наш герой пытается понять, что он сделал не так! Точнее ему очень сложно признать свою ошибку (см. Эффект Даннинга — Крюгера), поэтому он ищет ответы в формате «если бы…» и хочет объяснений.

На чем основана методология проработки инноваций?

На данный момент выделяют три основных цикла разработки новых продуктов, процессов и систем. Кратко их можно описать так:

  • Дизайн-мышление

Под дизайн-мышлением подразумеваются креативные стратегии, которые используют разработчики в процессе идентификации проблем, возникающих во время разработки нового продукта.  Мозговой штурм, чтобы разработать «прорывные» идеи, которые спасут компанию от разорения, в его традиционном смысле, к слову сказать, является одним из наихудших способов разработки новой идеи.   С другой стороны, мы можем резко увеличить эффективность подобных мероприятий, если мы сможем пригласить нужных людей, создать нужную атмосферу и использовать нужный инструментарий.   Тим Браун, основатель и президент всемирно известной дизайн-консалтинговой компании IDEO, дает следующее определение дизайн-мышлению: «дизайн-мышление-это человеко-ориентированный подход к разработке инноваций, который вместо использования набора дизайнерских инструментов ставит во главу угла учет потребностей людей с возможностями, которые предоставляют современные технологии опираясь на требования достижения успеха в бизнесе». 

  • Бережливый стартап

Бережливый стартап используется для преобразования этих предлагаемых решений в бизнес модели, в основе которых лежат предположения, жизнеспособность которых незамедлительно тестируется в рамках проблемного интервью или интервью о решении для отделения «зерен от плевел», с последующим изменением предложения с учетом требований клиентов. Известна статистика, которую не забывают привести в любой презентации для стартапов, -  приблизительно 95% стартапов терпят неудачу, при этом причина номер один кроется в незнании законов рынка и галлюцинациях команды: создается продукт, за который никто не хочет покупать или платить больше реальной себестоимости такого продукта, включая его доставку.    

Концепция бережливого стартапа появилась на свет в Силиконовой долине ближе к концу первого десятилетия нынешнего века, хотя своими корнями она уходит в систему бережливого производства японского концерна «Тойота» Однако, у системы «Тойоты» есть свои недостатки: она учит нас как эффективно создавать продукт, но она не учит нас с чего начинать его разработку.    

  • Agile или гибкая итеративная разработка

После того, как у вас появилась очень хорошая идея по поводу того, что вы сможете предложить на рынке и вы определились с основополагающей бизнес-моделью, вы можете приступать к активной фазе ее реализации на рынке, но не забывайте про плотное итеративное взаимодействие с клиентами.

Классический пример применения гибкого подхода в бизнесе описан в книге Джеффа Сазерленда «Scrum», где некий разработчик такого подхода смог выиграть тендер стоимостью 10 млн. долларов, подписав контракт на разработку и внедрение программного обеспечения длительностью 20 месяцев с одной крупной строительной компанией. При этом согласно условиям контракта если строительная компания захотела бы расторгнуть его она могла бы сделать это в любое время, заплатив 20%  от остаточной стоимости от общего объема работ, указанных в контракте.  Разработчик приступил к работе, начав с самого главного. Всего лишь через три месяца, после оплаты первых 1,5 млн. долларов строительная компания приняла решение прервать выполнение контракта, поскольку они уже получили в основном то, что хотели. Они оплатили причитающиеся 20% (1,7 млн.), а в общей сложности 3,2 млн. из 10 млн., которые были положены по контракту.  Разработчик также не остался в накладе, поскольку его прибыль составила не 15 прогнозируемых процентов от оригинальной суммы контракта, а все 60 и плюс к тому у него появились 17 свободных месяцев для того, чтобы найти новую работу и подписать контракт на таких же условиях. 

Все это идет вразрез традиционным представлениям, согласно которым команда разработчиков должна строго придерживаться заранее заданного алгоритма действий, вне зависимости от прибыли или ее отсутствия, которую уже принесла или не принесла подобного рода деятельность. В основу Agile был положен нарастающий итеративный подход, который пришел на смену фундаментальному планированию на начальной стадии проекта. Он предполагает изменение требований по мере ведения проекта и постоянную обратную связь с конечным пользователем. 

Как все это соединить вместе? 

Дизайн-мышление помогает нам получить более эффективные идеи, бережливый страртап позволяет нам воплотить эти идеи в жизнеспособные бизнес-модели, а гибкий подход помогает быстро и стремительно доставить продукт на рынок при этом иметь постоянную обратную связь с клиентами и предоставить им именно то, что им нужно.  Специалисты компании Gartner предложили следующую схему соединения этих трех подходов на проекте:

combine design thinking

Рисунок 1. Источник: Gartner

Комплексное использование дизайн-мышления, бережливого стартапа и гибкого подхода несет в себе не только большую вероятность выработки более продуктивной идеи, но и воплощения этой идеи в реальные продукты, которые к тому же будут иметь мгновенную коммерческую ценность для клиентов и при этом не несет в себе опасности срыва графика проекта и удорожания стоимости продукта, чем так грешат крупные компании при разработке и выпуске инновационных продуктов. Кроме того, сотрудники вашей компании получают возможность почувствовать себя причастными к более творческому и интересному процессу.

Вместо заключения…

В создании инновационного продукта нет никакой магии, есть набор работающих инструментов на каждой стадии работы, подтвержденных многими компаниями.

Что же делать нашему герою? Одна из главных идей – это получить как можно больше обратной связи с рынка и вписать свою идею в рынок еще до того, как будет потрачен бюджет на разработку.


← Назад к списку

Контактный телефон: +7 (495) 688-77-44
+7 (495) 688-86-66

+7 (985) 769-77-52

ВШБИ в социальных сетях