CвернутьВсе разделы

Денис Марков

Денис Марков заканчивает обучение на программе дополнительного образования ВШЭ «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов». Он уверен, что одна из самых важных составляющих успеха — единомышленники.

— Денис, что привело вас на программу «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов»?

— После школы я учился в медицинском училище, так что первое мое образование — среднее специальное. Потом окончил Московский государственный университет культуры и искусств по специальности массмедиа и реклама. Еще в медицинском училище у меня было хобби, я организовывал различные проекты, выступления и концерты никому не известных групп, и большое счастье было, когда зрителей в зале было больше, чем музыкантов на сцене. В связи с этой деятельностью начались мои первые самостоятельные шаги в рекламе, они и привели меня в итоге в культурно-просветительский фонд, который занимался организацией благотворительных концертов и мероприятий. Потом я попал в команду пресс-центра крупнейшего отечественного рок-фестиваля «Нашествие», где мне доверили рекламную кампанию в интернете. И понеслось-поехало. От музыки я перешел в интернет, точнее в маркетинг в интернете. Некоторое время управлял своим небольшим интернет-агентством, потом участвовал в запуске двух социальных сетей, работал в департаменте маркетинга компании HeadHunter. И со временем возникла потребность под те знания, которые я получил на собственной практике, подвести теоретический фундамент. К этому моменту я уже был немного знаком с руководителем программы Федором Вириным и с удовольствием пошел к нему учиться.

— Основная аудитория программы — это люди, которые пришли структурировать свои практические знания?

— На мой взгляд, эта программа имеет несколько потенциальных групп слушателей. Одна из них — такие, как я, кто волею судьбы имеет практический опыт, но желает его систематизировать, получить полезные контакты, новые связи, чтобы развиваться дальше в этой отрасли. Это те, кто уже что-то делал и кому нужна система и импульс двигаться дальше. Но также на программе учатся и другие люди, те, кто делает свои первые шаги в интернете и пока только интуитивно чувствует, что эта область перспективна. У них нет опыта практической деятельности, но зато у них есть шанс сделать все правильно, основательно и надежно, что сэкономит им время и обезопасит от набивания шишек.

— А вы можете сказать, какие именно знания или правила позволяют избежать наиболее типичных ошибок? И существуют ли вообще такие правила?

— Во-первых, необходимо, чтобы проект лежал в зоне ваших интересов и в зоне вашей профессиональной компетенции. Например, вы работали в туристическом агентстве, потом подумали, что продажи можно перенести в интернет. Вы знаете рынок, понимаете его особенности и нюансы, вы разбираетесь в своем деле, вот тогда можно пытаться развивать его и в интернете. Второй момент: необязательно строить грандиозные планы, мечтать о сумасшедших прибылях, начинайте с малого. Попробуйте сделать простой сервис, опробовать его, если надо, исправить, и двигайтесь дальше небольшими шагами. Еще одна важная рекомендация. Сразу старайтесь продавать, то есть зарабатывать деньги. Если вы хотите что-то сделать, придумали идею сервиса, попробуйте ее сразу же продать друзьям или знакомым, проведите тестирование и, увидев, что интерес есть, что начинают покупать, только тогда вкладывайте больше. Я против того, чтобы взять где-то кредит и потратить все деньги, не будучи уверенным в работоспособности модели.

— Что может быть подобным интернет-сервисом?

— Интернет-магазин или предоставление каких-то услуг. Например, то чем я сейчас занимаюсь, — это сервис бронирования жилья Apartator.ru. Мы изучили эту сферу и увидели, что есть достаточно много сервисов, которые позволяют забронировать отель или номер для путешествия, а вот сервисов по посуточной аренде квартир, домов, частного сектора фактически нет. Мы нашли свою нишу. Основной создатель сервиса уже десять лет занимается бизнесом на этом рынке и знает его досконально. У меня есть некоторый маркетинговый опыт и знания механизмов интернет-рекламы. Также в нашей команде классный программист-разработчик. И это, наверное, одна из самых важных составляющих успеха — единомышленники, потому что человек не может все делать сам. Ищите единомышленников, людей, которые сильны в той или иной сфере. Я считаю, прав был Сенека, который говорил: «Кто везде, тот нигде». Не целесообразно одному и тому же человеку настраивать бизнес-процессы, проводить рекламные компании, писать код, разрабатывать сайт. Это командная игра профессионалов. На мой взгляд, именно благодаря тому что, у нас сильная команда наш проект Apartator.ru, спустя три месяца после запуска, попал в рейтинг «Тридцать самых перспективных команд стартапов», составленный кадровым агентством Pruffi.

— В чем, на ваш взгляд, заключается специфика маркетинговой деятельности в интернете?

— Смотрите, у меня в руках телефон и на столе ноутбук, оба с выходом в интернет. Это инструменты для связи, создающие среду обмена информацией, через которую можно заявить о себе, можно найти поклонников вашего дела, можно что-то продавать. Все это связано с таким термином, который сегодня часто употребляется, — «интернет-маркетинг». Мне он не очень-то нравится. Лучше, по-моему, термин «маркетинг в интернете» или «маркетолог, работающий в интернете». Казалось бы, игра слов, но на самом деле здесь есть важный момент — принципы маркетинга универсальны, и интернет — это всего лишь один из инструментов. По ряду причин он гораздо удобнее, рекламу в нем можно контролировать, измерять, оценивать и направлять гораздо проще, чем через более традиционные каналы. Но по большому счету это всего лишь канал распространения информации.

— Можно ли, обучаясь на данной программе, приобрести маркетинговые знания, или они приходят только с опытом?

— Конечно, учеба не может на сто процентов заменить практику. Но все же, необходимые базовые знания в сфере маркетинга вы здесь получите. Для тех, у кого нет достаточных знаний, образования или опыта, преподаются классические подходы к маркетингу, рассказывается о том, как их можно применить на практике. На программе можно получить основные знания, необходимые для того, чтобы разработать собственный проект и запустить его. Если ты делаешь какой-то проект, тебе важно понимать основные принципы и понимать шаги, которые делают твои коллеги. Не обязательно досконально разбираться во всем, да это и невозможно, но знания — чтобы понимать, направлять и контролировать общий процесс — необходимы, и на программе вы их получите.

— Несколько слов о том, что вам понравилось на программе?

— Отмечу лекции по аналитике, по статистике Федора Вирина. Он открыл мне на многое глаза, в частности на источники, где можно брать информацию о составе и предпочтениях аудитории интернета, как ее узнать и понять, чтобы взаимодействовать. Одно из первых правил маркетолога: «ты — это не твоя целевая аудитория». Нам кажется, что мы понимаем наших потребителей, мы их знаем. А на самом деле далеко не всегда так происходит. Источником информации об аудитории интернета может быть сайт Росстата, фонд общественного мнения, существуют различные рейтинги, инструменты статистики и аналитики типа Openstat, Яндекс.Метрика, Google.Analytics. Некоторые из них я и раньше использовал в своей работе, но сейчас научился ориентироваться в них еще лучше и эффективней применять знания о том, кто мой пользователь и что ему нужно. Дмитрий Степанов рассказывал интересные истории про управление проектами.

Полезными были занятия, посвященные презентациям собственных проектов участников программы. Я презентовал свой проект и получил очень интересные замечания и комментарии и от Дмитрия, и от остальных слушателей. Подобные выступления — хорошая возможность проверить идею, которую вы готовы реализовывать, и получить обратную связь от профессионалов, которые уже сделали хорошие проекты. То есть понять, в общем, востребован ли он и что стоит изменить, а еще найти поддержку, партнеров и потенциальных сотрудников. Один человек сказал, что работает в крупной гостинице в маркетинге, а второй сказал, что он пытается делать сервис, связанный с арендой квартир. О, как интересно! Я подумал, что нам стоит пообщаться, мы увидели точки соприкосновения, и как нам вместе можно развиваться.

И второй пример, одна из моих коллег по программе делает приложение для социальных сетей, посвященное празднованиям дней рождений. А именно: дает возможность людям, которые празднуют день рождения, через данный сервис сделать это красиво — принимать гостей, подарки от них, устраивать виртуальные вечеринки. Мне такая идея до этого не была интересна. Но слушая ее снова и снова, я понял, что что-то в этом есть. И сейчас мы активно общаемся, где могу, я подсказываю и помогаю. И возможно, все это выльется в серьезный совместный проект.

— У вас есть профессиональное мнение о том, что сегодня происходит в пространстве российского интернета?

— Во-первых, то, что видно не вооруженным взглядом — это электронная коммерция. Для ее развития есть все предпосылки, люди все охотнее начинают платить через интернет, за что спасибо многочисленным купонным сервисам (Grupon, Kupikupon, WeClever, Vigoda). Их можно ругать, хвалить, ненавидеть. Но одна из их больших заслуг — они учат людей платить через интернет. Многие люди, которые боялись платить через карточки, научились это делать и готовы теперь платить за различные товары и услуги. С логистикой тоже вопросы потихонечку налаживаются. И поэтому электронная коммерция начинает процветать. Магазины заводят свои представительства, предприниматели начинают продавать еду, одежду, сувениры через интернет. Второе — это сумасшедший бум стартапов, истерия. И с одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, раньше люди думали о серьезных проблемах, молодые люди хотели быть учеными, космонавтами, великими писателями. А сегодня они мечтают купить себе macbook, сесть в ресторанчике, сделать за неделю какой-нибудь непонятный стартап и продать его за миллионы долларов. Никто уже не думает о великих свершениях, мечтают о сомнительных интернет-проектах. Это обратная сторона бума стартапов. Но он есть, в данную сферу текут инвестиции, и если у человека есть хорошая идея и команда, которая способна представить прототип идеи, то он может с большой вероятностью добиться успеха.

В российском интернете еще остались не занятые активами сегменты. Это, например, интернет для людей с ограниченными возможностями, сайты для пожилых людей. Интернет вырос в больших городах, в нем «сидит» молодежь, и сейчас он почти не растет в сегменте молодых пользователей, зато активно подключаются люди среднего и пожилого возраста. Один из самых быстро растущих сегментов — это люди за пятьдесят, которые услышали от своих детей про «Одноклассники», ради них пришли в интернет и теперь открывают для себя сетевые просторы.

На одной из конференций мне задали вопрос: «А когда большие компании начнут делать интерфейс для людей с ограниченными возможностями»? Некоторые плохо видят, некоторые не слышат, некоторые не могут двойной клик сделать, для них важны контрастные схемы, большие шрифты. И мне кажется, это очень интересный сегмент, в России в него можно входить и развиваться.

Уже бесполезно создавать социальные сети, незачем соревноваться с гигантами, но можно делать массу интересных приложений полезных для уже существующих пользователей, улучшать сервисы для аудитории этих социальных сетей и как-то на этом зарабатывать. Тут, пожалуйста, идите вперед, и многие компании сейчас занимаются социальными играми, приложениями, мобильным интернетом.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ 

http://www.hse.ru/news/bird/33887555.html


← Назад к списку

Контактный телефон: +7 (495) 688-77-44
+7 (495) 688-86-66

+7 (985) 769-77-52

ВШБИ в социальных сетях