CвернутьВсе разделы

Поддубная Ирина

Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.

«Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» — программа профессиональной переподготовки. Реализуется Высшей школой бизнес-информатики в сотрудничестве с профессиональными ассоциациями РОЦИТ, РАЭК и ведущими компаниями отрасли. В рамках обучения слушатели получают системные знания и практические навыки для реализации собственного интернет-проекта.

«Хотелось систематизировать накопленный опыт»

После окончания экономического факультета Сибирской академии государственной службы при президенте РФ я провела год в Америке. Мне хотелось пожить в другой стране, попутешествовать. Параллельно я там знакомилась с миром маркетинга и рекламы, но больше как любознательный покупатель, посещала выставки, которые касались этой темы, читала профессиональную литературу, изучала, как строят свой бизнес такие компании как Best Вuy, Amazon и пр. Я не была уверена, что буду работать в этой области, но она мне была страшно интересна. (А вот банковская сфера, которой я думала заниматься, когда поступала в университет, мне совсем не подошла, она показалась скучной). Через полтора года я вернулась в Россию, решила пожить в Москве, уже понимая, что хочу заниматься чем-то, связанным с маркетингом. Я начала изучать варианты, в каких областях я могла бы развиваться, маркетинг в широком понимании — это очень большая область, здесь и пиар, и ивенты, и аналитика, и интернет-маркетинг.

Какое-то время я занималась пиаром, организацией мероприятий и маркетингом в автомобильном бизнесе, постепенно меня стали увлекать вещи, связанные с интернет продвижением. В 2010 меня позвали в стартап онлайн-журнала, который на моих глазах прошел все стадии — от бурного взлета до закрытия проекта. Было обидно — стартап закончился, а желание работать в такой инновационной среде осталось. Я стала изучать предложения на рынке и нашла: следующий мой проект был связан с малоэтажным строительством. Конверсия от продаж домов через интернет была очень высока, мы были лидерами именно потому, что задействовали интернет как основной инструмент привлечения целевой аудитории, у нас было более 3000 целевых посетителей сайта ежедневно, в то время как наши конкуренты на тот момент этот канал коммуникаций практически не использовали. К тому моменту у меня уже накопилось довольно много знаний в сфере интернет-коммерции, но мне хотелось их структурировать, чтобы заняться стратегической деятельностью, вести более масштабные проекты.

Я довольно долго мониторила курсы по интернет-маркетингу, изучала, что они предлагают, сравнивала. Я составила сводную таблицу, куда занесла важные для меня характеристики: продолжительность, объем тем, набор группы, цена, состав преподавателей, количество практиков среди них, отзывы знакомых или коллег. В итоге победителем оказалась программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» ВШБИ НИУ ВШЭ, на которую я и поступила в 2012 году.

Чем больше практики, тем лучше

За время учебы (чуть меньше года) я завершила более десятка интернет-проектов в разных сферах — образование, торговля, гоночный клуб, гостиничный бизнес, фитнес, салон красоты и пр. У меня была команда единомышленников, с которыми мы работали над проектами, опытные преподаватели и реальные задачи, для которых нужно было придумать различные маркетинговые инструменты. В качестве дипломного я защищала проект европейского гостиничного комплекса. Мне кажется, это был один из самых интересных и продуктивных рабочих периодов в моей жизни — учеба одновременно была работой, и все это было интересно и очень интенсивно. Мы встречались три раза в неделю, вместе студенты и преподаватели, обсуждали рабочие вопросы по конкретным проектам, конечно, не только моим, но времени хватало на всех. Когда я понимала, что ребята предлагают что-то отличное от моих идей, я пыталась понять, почему это происходит, что мне стоит поменять в своих подходах. И постепенно начало складываться общее видение рынка, пришло какое-то более системное понимание, которое мне и хотелось получить изначально.

Жизнь после защиты

После защиты я решила переехать в Сибирь — меня позвали в компанию «Обувь России». Так что осень 2013 года я встретила с новой задачей — запустить с нуля интернет-магазин федеральной розничной компании (около 400 офлайн-магазинов), ориентированной на средний ценовой сегмент. К моменту моего прихода идея запуска интернет-магазина в компании витала в воздухе около двух лет. Для меня было очевидно, что если я буду тянуть время и к концу испытательного срока не запущу этот магазин, то смысл моего пребывания в компании сведется на нет (так показывал опыт предшественников). Поэтому запустились мы практически за три месяца: делали мы это поэтапно, сначала создали рабочую версию сайта с ограниченным функционалом и не идеальным дизайном, но с возможностью делать покупки. Я все силы бросила на интеграцию магазина с розничными процессами — он должен был стать частью розничной системы, новым инструментом продаж.

В первый год работы вместо одного интернет-магазина я уже запустила три, сайт по микрофинансовой деятельности и одно мобильное приложение, сейчас на подходе еще один интернет-магазин и много интересного, о чем пока не могу рассказать.

Профессиональное общение — секрет постоянного успеха

Поначалу мне было грустно, что большинство моих друзей и коллег остались в Москве. И я решила, что надо организовать в Сибири что-то, связанное с интернет-маркетингом, куда можно было бы пригласить профессионалов из разных мест. Сначала мы провели несколько конференций в рамках нашей компании (ГК «Обувь России»), параллельно я начала развивать сообщество е-коммерс в Сибири. Ежемесячно я устраиваю встречи кейс-клуба, семинары для интернет-магазинов, рассказываю, в какой сфере им еще стоит усилить свои позиции, чтобы преумножить свой бизнес, перейти на новый уровень, мы обсуждаем острые вопросы и делимся опытом. На сегодня в моих сообществах в Фейсбуке и Вконтакте чуть более 200 человек, преимущественно интернет-магазины, из Новосибирска, Кемерово, Барнаула и Томска. На встречи приходит от 20 до 50 человек.

В мае у нас проходила общероссийская конференция по электронной коммерции eSib2015. В августе на Алтае прошел eCommerce Weekend, куда приехали гости из шести городов, включая Москву, среди участников были как представители бизнеса (М.Видео, Пуль.ру, Лореаль Россия, Сибирское здоровье, Henkel, Westfalika и др.), веб-студий (IT Construct, WOW, Lets’ Rock, Атвинта), логистических компаний СДЭК, Qiwi Post, Макси пост. Москвичам мы рассказывали про особенности сибирского региона, а они делились своим опытом — рассказали о популярных трендах, новых сервисах, о своих успехах и ошибках.

В ноябре в Новосибирске пройдет еще одна большая конференция по интернет-маркетингу eMarketingSib. На ней мы планируем подробно обсудить все аспекты, влияющие на конверсию, разобрать инструменты продвижения в интернете и методы оценки эффективности, чтобы каждый участник смог откорректировать или создать с нуля свою стратегию интернет-маркетинга.

Подобные мероприятия привлекают ведущих экспертов из столицы в Сибирь, что делает их особенно интересными для местного бизнеса.

Шесть советов начинающему интернет-маркетологу, менеджеру интернет-проекта.

  1. Определите свою целевую аудиторию (ЦА) и выделите ключевых персонажей, чтобы ясно понимать, кому и как продавать тот или иной товар/услугу.
  2. Проведите юзабилити-аудит вашего интернет-проекта (начать можно с обзора сайта вашими друзьями и коллегами), чтобы понять, насколько он продающий, где на сайте есть препятствия для покупателя, которые мешают совершить целевое действие, и срочно устранить их. Это важно делать прежде, чем начинать осваивать рекламные бюджеты.
  3. Изучите все возможные каналы коммуникаций с вашей ЦА, выделите те, которые применимы на данном этапе ввиду политики компании, рамок бюджета или других условий, сконцентрируйтесь на работе с ними. Один-два ранее не используемых канала привлечения возьмите на заметку и начинайте собирать информацию по работе с ними.
  4. Научитесь работать с клиентской базой, собирать контакты, правильно сегментировать, пытайтесь создавать максимально персонализированные предложения.
  5. Не бойтесь экспериментировать. В интернете все очень индивидуально, то, что может работать в других компаниях, не факт, что будет эффективно у вас.
  6. Старайтесь закладывать 5-20% бюджета на эксперименты с площадками для поиска максимально эффективных решений.

← Назад к списку

Контактный телефон: +7 (495) 688-77-44
+7 (495) 688-86-66

+7 (985) 769-77-52

ВШБИ в социальных сетях