«Продюсер должен хорошо знать и любить свой проект! Именно от работы продюсера и его отношения к проекту зависит, сколько позитивных эмоций принесет игра своим игрокам, а своим владельцам - дохода». Уточкин Вячеслав, преподаватель «Оперирования игровых проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.
Что за профессия игровой продюсер?
Руководитель команды, product manager, project manager, администратор проекта, лид группы – все это различные варианты названия одного человека – продюсера проекта. В нашем случае продюсер онлайн игры.
Итак, продюсер проекта –это специалист, целью которого является обеспечить созданной идее все необходимые ресурсы для релиза готовой игры с последующей поддержкой проекта и постоянным ростом всех ключевых показателей. Продюсер организует работу команды проекта таким образом, чтобы игра работала качественно и приносила компании доход. Продюсер онлайн-игры занимается как внутренними коммуникациями, так и внешними. Под внутренними мы говорим про организацию взаимодействия между командой оперирования и командой разработки, коммуникации с маркетологами, комьюнити-менеджерами, гейм мастерами, админами, локализаторами, программистами, художниками, геймдизайнерами, биздевами и многими другими сотрудниками, вовлеченными в работу над игрой. Под внешними коммуникациями имеем ввиду работу с аутсорсерами, общение с игроками, интервью в СМИ и др.
Основные обязанности
Роль продюсера в успехе онлайн-игры нельзя недооценивать. Именно продюсер принимает все судьбоносные решения по проекту. В работу продюсера входит:
- Тактическое и стратегическое управление своим проектом;
- Планирование, постановка задач и контроль выполнения планов;
- Управление приоритетами и ранжирование работ;
- Анализ показателей проекта, подготовка отчетов, выработка и реализация мер по улучшению ключевых показателей;
- Управление рисками;
- Участие в разработке общего плана по продвижению онлайн игры, рекламы онлайн игры (рекламных кампании), маркетингового плана;
- Мотивация членов команды на работу и создание командного духа на проектах;
- Развитие комьюнити игры;
- Определение политики и конкретных мер монетизации игры;
- Управление приоритетами и ранжирование работ;
- Адаптация проекта к ежедневным изменениям.
Часто в функции продюсера входит посещение разных профильных и околопрофильных эвентов. Таких как всемирно известные конференции и выставки, международные турниры по собственному проекту.
Что еще должен уметь продюсер онлайн-игр?
Продюсер online games должен обладать знаниями не только в области менеджмента, но и понимать основы гейм-дизайна, анализировать психологию игрока, знать технические основы разработки, изучить маркетинг игр, уметь составлять и представлять документацию, понимать игровую логику, знать различные методы монетизации в играх, понимать основы веб-дизайна, уметь организовать лояльное сообщество игроков, поддерживать интернет-маркетинг проекта, знать английский язык на уровне upper-intermediate и выше. И это далеко не весь список нужных навыков для успешного продюсера онлайн-игр.
Из личных качеств следует отметить стрессоустойчивость, умение найти общий язык с любым членом команды, молниеносную реакцию, многозадачность.
Какие еще бывают продюсеры в игровой индустрии и что входит в их обязанности?
В некоторых крупных компаниях на одном игровом проекте может быть сразу несколько продюсеров, которые отвечают за свое направление.
- Технический продюсер. Отвечает за работу с программистами и тестироващиками. Такой продюсер должен быть технарем. Он отвечает за техническую реализацию и полную функциональность игры.
- Креативный продюсер. Чаще всего «отвечает за игру изнутри», т.е. за работу с гейм-дизайнерами: концепт-документы, дизайн-документы, экономический и логический баланс игры, level-дизайн. Такой продюсер должен иметь опыт гейм-дизайнера, сценариста, журналиста.
- Арт-продюсер. Отвечает за графику: 2D, 3D, Flash-анимации. Арт- продюсер должен иметь опыт художника, аниматора или дизайнера.
- Финансовый продюсер. Отвечает за контроль денежных средств, бюджета проекта. Такой продюсер должен быть экономистом.
- Тайм-менеджер и (или) риск-менеджер. Таких товарищей встретишь далеко не в каждой команде, а если они есть, то тайм-менеджер отвечает за сроки проекта, риск-менеджер – за риски проекта.
- Главный (генеральный) продюсер. Ему отчитываются продюсеры всех направлений, он управляет этими данными и защищает главные цели проекта. То есть, он отвечает за стратегическое планирование игрового проекта и среди своих подчиненных именуется продюсером продюсеров.
Где пройти обучение на продюсера игр?
Первая в России программа подготовки кадров для игровой индустрии, на которой можно обучиться профессии продюсера, уже второй год принимает слушателей на вечернее обучение в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Программа называется «Менеджмент игровых интернет-проектов». К преподаванию на программе приглашены профессионалы игровой индустрии с гигантским опытом из таких компаний как Mail.Ru Group, Gaijin Entertainment, All Correct, XSOLLA и руководители собственных студий. Программа ориентирована на решение реальных бизнес-задач, возникающих в работе продюсера онлайн-игр, а итоговая аттестация заключается в защите собственного проекта.
Перспективы и карьерный рост
Перемещение по карьерной лестнице зависит от профессиональных качеств самого продюсера. Однако и в этой специализации есть два варианта карьерного роста:
- Горизонтальный рост. Начать свою карьеру в геймдеве молодому продюсеру скорее всего придется с небольших проектов. Вручение крупного проекта продюсеру является одним из основных признаков того, что он состоялся, как профессионал.
- Вертикальный рост. Продюсер является управленцем и может вырасти до руководителя направления или студии.
Чем больше умений (скиллов) обретает (прокачивает) продюсер, тем больше у него возможностей роста. Например, изучение и знание иностранных языков на должном уровне, вкупе с остальными эффективными профессиональными показателями, открывают перед продюсером двери успешных мировых компаний.
Сколько зарабатывает продюсер онлайн игр?
В регионах работа продюсера online-игр оценивается от 25 тысяч рублей для самого новичка, в Москве и Санкт-Петербурге оплата труда игрового продюсера начинается от 40 тысяч рублей и верхняя планка находится очень высоко (150 тысяч рублей далеко не предел). Все очень индивидуально и зависит от опыта продюсера, компании и проекта, которым он занимается. В некоторых фирмах применяют процент от монетизации (продаж) в качестве премии.
Куда пойти работать?
Продюсеры – не постоянно открытая вакансия. Это связано с тем, что после найма высококвалифицированного кадра компания неохотно расстается с успешным продюсером онлайн игр. Однако, при увеличении количества проектов открываются новые вакансии. Например, открытые вакансии на продюсера игровой индустрии часто бывают в таких компаниях, как Mail.Ru Group, Game Insight, Socioum Quantum, Plarium, Wargaming и других. Есть и еще один важный момент: имея уровень английского Advanced, у продюсера онлайн-игр есть шанс устроиться на работу заграницей.
Материал подготовил продюсер образовательных программ по игровой индустрии Вячеслав Уточкин.
← Назад к списку