Лекция Юрия Вировца «Опыт создания успешного job-сайта в Рунете. От стартапа до международной группы компаний»

Лекция Юрия Вировца «Опыт создания успешного job-сайта в Рунете. От стартапа до международной группы компаний»

Лекция Юрия Вировца «Опыт создания успешного job-сайта в Рунете. От стартапа до международной группы компаний»
20.01.2009

А у вас есть уникальная идея?

20 января на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ состоялась лекция Президента группы компаний HeadHunter Юрия Вировца «Опыт создания успешного job-сайта в Рунете. От стартапа до группы компаний».

Юрий Вировец

Окончил химический и психологический факультеты МГУ имени Ломоносова.

В конце 1999 г. участвовал в создании сайта HeadHunter (hh.ru) и впоследствии стал президентом группы компаний HeadHunter. На данный момент HeadHunter является лидером среди российских job-сайтов согласно исследованиям журнала «Управление персоналом» и опросу сайта rbc.ru.

В 2008 году сайт hh.ru получил первый приз Премии Рунета в номинации «Экономика и бизнес» за продвижение современных способов трудоустройства. Группе компаний HeadHunter принадлежат аналогичные бизнесы в Израиле, Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Казахстане, Белоруссии.

Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter, рассказал о своем опыте создания сайта hh.ru:

  • Что такое индустрия интернет-рекрутмента в России и мире.
  • Как возникла идея проекта hh.ru, откуда взялись деньги, как нанимались люди и как писался бизнес-план.
  • Как строились отношения с партнерами и инвесторами.
  • Какие перспективы и возможности в job-сегменте интернета имеются сейчас.

Мастер-класс прошел в рамках научного магистерского семинара «Электронный бизнес»; кафедры «Инновации и бизнес в сфере ИТ» и программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики.

Юрий Вировец поделился со слушателями секретами успеха в создании job-сайтов, отметив, что существуют разные способы их организации. Базовая модель проста: все бесплатно для соискателя — деньги взимаются лишь с работодателя. На Западе, как правило, job-сайты берут деньги за публикацию вакансий или продают доступ к базе данных. Кстати, на Западе денег на продаже информации делается намного меньше, чем в России. Например, в Израиле и Бразилии существуют экзотические модели зарабатывания на соискателях: соискатель не разменивается на поиск вакансий по сайтам, а получает централизованный доступ к базе данных интересующего региона примерно за 10 долларов.

Секрет успеха НН

В первую очередь, стоит учесть тот факт, что цена на интернет-продукт никак не связана с его себестоимостью, подчеркнул Ю. Вировец. Любой успешный интернет-проект начинается с того, что его создатели осознают потребность на рынке, требующую удовлетворения. Это ключевой фактор успеха, если потребность угадана точно. На первых порах люди простят и плохой интерфейс и падающий сайт, если сайт попал в точку. И прежде чем начинать интернет-проект, надо понимать какую потребность будет удовлетворять данный сайт. «Другое дело, что нужен еще и большой процент удачи и везения», — добавил Ю. Вировец.

Например, никто не мог предугадать огромный успех контекстной рекламы и социальных сетей. Как правило, любой успешный интернет-проект начинается еще и с того, что создатели удовлетворяют свою личную потребность: большинство успешных проектов появилось именно таким образом. Что касается источников финансирования, то, по мнению Ю. Вировца, они могут быть совершенно неожиданные, «если есть достаточно самоуверенности и наглости — деньги появятся сами».

«Начиная наш проект, мы осознавали, что имеет место следующая проблема: на существовавших на тот момент job-сайтах соискатели, претендующие на высокую позицию, боятся выкладывать резюме в открытый для всех доступ, — сказал президент HeadHunter. — В первую очередь потому, что они озабочены проблемами конфиденциальности, а существующие сайты не могли ее обеспечить. Вакансий топ-уровня в интернете не было, и у нас возникла идея: нужно сделать технологическую среду, позволяющую сохранить конфиденциальность, но чтобы все имели возможность публиковать резюме под своими именами».

Стоит еще отметить и то, что практически ни один интернет-бизнес не делается только в сети — первое вовлечение критической массы клиентов происходит вне интернета и связано с оффлайновой деятельностью, подчеркнул Ю. Вировец. В данном случае консультанты убеждали работников по персоналу крупных компаний вывесить на сайт НН вакансии высокого уровня, и основной аргумент был следующим: «Вы существенно сократите затраты на подбор персонала, если не будете ходить в кадровые агентства, а придете к нам». Однако в этом контексте возникла и проблема — люди, занимающиеся подбором персонала, не принимают финансовых решений. Соответственно, пришлось решать вопрос: каким образом строить маркетинговую политику и как убедить директоров по персоналу платить нам? Можно было либо переориентировать всю рекламу на директоров по персоналу, либо сделать так, чтобы сами пользователи стали нашими агентами по продажам. В итоге вся сейлс и маркетинговая политика была построена именно по второму принципу.

Инвестиции и партнерства

Еще одним фактором успеха является непоколебимая вера в победу. И она должна сопровождаться действиями — следует быть готовым вкладывать в сайт свои деньги и время. Чужие деньги проедать легко и приятно, зато когда делаешь проект на свои — это гораздо надежнее. Сайтов, которые были сделаны на деньги инвесторов, а потом испарились, — не счесть. Если человек собирается чем-то таким заниматься, нужно оценить свою готовность подкрепить эту веру материально, достав средства из своего кармана.

Что касается партнерских отношений, то следует заметить, что любые он-лайн партнерства вещь очень сложная: рано или поздно наступает конфликт интересов. Поэтому, начиная любой интернет-проект надо сразу определять сферы деятельности и ответственность, причем фиксировать это письменно. Партнерства, с одной стороны, опасны, но с другой — необходимы. Соответственно, нужно развивать коммуникативные навыки и всегда быть готовым к компромиссам.

Для интернет-компании очень важно соблюдать юридическую чистоту домена, т. к. домен является основным активом. Например, собрались два студента в гараже, придумали идею, зарегистрировали домен на одно физическое лицо, потом поругались и второй остался ни с чем. «Если говорить о партнерстве в интернете, то наша история показывает, что без партнерств не обойтись, — сказал Ю. Вировец. — Существует огромное количество успешных сайтов, которые выросли, работая на трафике больших порталов. Но в партнерстве с ними есть очень большой риск, что самостоятельный и успешный ранее проект будет „убит“, став проектом второго или третьего уровня в крупной компании. Поэтому, постарайтесь никогда не работать на проектах-„аутсайдерах“ — нет ничего губительнее для карьеры и для самооценки».

Коммерческая политика компании

Успешность политики компании во многом зависит от правильной отстройки процесса продаж. В принципе это то, на чем стоит любая компания. Но в интернет-продажах часто невозможно прогнозировать, поэтому другая важная сторона — это финансы и бухгалтерия. В электронной коммерции слабо развито законодательство и все операции с электронными деньгами между юридическими лицами по сути вне закона. Желательно, чтобы с самого начала в финансовой сфере все было максимально «чисто».

Общеизвестно, что важнейший элемент коммерческой политики — ценообразование. Однако фокус в том, что ценообразование в интернете никак не связано с себестоимостью! Не секрет, что цена для клиента — это себестоимость плюс «маржа». Но в интернете, подчеркнул Ю. Вировец, данная модель, как правило, не работает. В ценообразовании единственной точкой опоры являются цены конкурента, к которым и существует привязка. «Наша политика ценообразования строится на принципе платежеспособности клиента, отметил президент HeadHunter. — Он платит столько, сколько готов заплатить».

Понятно, что нельзя недооценивать и маркетинг. Создавая сайт, нужно в первую очередь думать, как его оптимизировать, как он будет «искаться». Оптимизация и контекстная реклама — основной хлеб маркетинга.

При создании бизнеса неизменно возникает вопрос стратегии и соответствующей рекламной политики. Придется думать о миссии бренда: за брендом должна стоять «история», некий месседж, который вы хотите сообщить людям. Безусловно, еще один важный элемент маркетинговой политики и PR — это правильные статьи и упоминания в прессе, позиционирование, нестандартное продвижение. Следует помнить, что бизнес делается не в интернете, а в головах у людей. Твоя позиция в бизнесе сильна настолько, насколько сильно засел в головах у людей твой бренд.

По окончании лекции президент HeadHunter ответил на вопросы аудитории.

— Как формируется структура ваших доходов? Это открытая информация?

— Да, открытая. Сейчас наша структура доходов складывается таким образом: 60 процентов — доступ к базе данных резюме, 35 процентов — продажа и публикация вакансий, 5 процентов — услуги.

— Какие инструменты маркетинговой политики для вас оказались самыми успешными?

— На разных этапах роста кампании это были правильные статьи и упоминания в прессе, позиционирование, нестандартное продвижение. В самом начале хорошо работали флаерсы. Вложения в телевизионную рекламу для интернет-компаний не оправданы. Хотя следует признать, что до сих пор голубой экран имеет самое большое влияние.

— По вашей оценке, какие профессии, отрасли меньше всего пострадали от кризиса?

— Медицина, фармакология, спорт, фитнесс. И плюс по-прежнему нужны, например, веб-разработчики и веб-дизайнеры.

— Как искать идеи и как предлагать их инвесторам?

— Тут три варианта:

  • есть некоторый проект на Западе, а у нас такого нет, и вы знаете, как его адаптировать;
  • есть некоторый работающий проект в России, и вы знаете, как его сделать лучше;
  • у вас есть уникальная идея!

— Что происходит с мировым рынком электронного рекрутмента? Какие ресурсы вы посоветуете?

— Американская ведущая тройка http://www.moster.com/, http://www.careerbuilder.com/, http://www.hotjobs.com/, английский — http://www.totaljobs.co.uk/, континентальные: http://www.stepstone.de/ — немецкий, http://www.keljob.com/ и http://www.cadremloi.fr/ — французские. Среди азиатских — http://www.jobsdb.com/, крупнейший индийский — http://www.naukri.icom/. Китайские — http://www.51job.com/, http://www.chinahr.com/, www.zhaopin.com. Вертикальный поиск — www. Simplyhired.com, www.indeed.com. Рекомендательные сервисы — zubka.com, http://www.jobtonic.com/; социальная сеть, зарабатывающая на подборе топ-менеджеров — http://www.linkedin.com/.

Юлия Таратухина, Екатерина Лобза

← Назад к списку
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 1 2 3
4 5 1 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter