Открытая лекция Сергея Зыкова «Маркетинг игр: прошлое, настоящее и будущее, которое уже наступило»

Открытая лекция Сергея Зыкова «Маркетинг игр: прошлое, настоящее и будущее, которое уже наступило»

23.12.2016

  

2 ноября в Высшей школе бизнес-информатики прошла открытая лекция, посвященная маркетингу игр. В рамках лекции Сергей Зыков рассказал о том, что такое маркетинг, как он помогает зарабатывать игровым проектам.  Рассказал об основных трендах на рынке игр, специфике различных игровых платформ, предпочтениях современных потребителей игрового контента.  Сергей подробно изложил эволюцию подходов в маркетинге от эпохи коробочных версий и до современных реалий с цифровым распространением, массовыми мобильными платформами и схемами монетизации F2P.  Также он порассуждал о ключевой роли маркетинга в продаже игр, о принципах performance  marketing, отметил особенности новейшего игрового направления – VR. Развил тему  о том, каким будет маркетинг игр в ближайшем будущем, о тенденциях и новых подходах к продвижению игр. Лекция проводилась в рамках образовательной программы ВШБИ «Менеджмент игровых интернет-проектов»

Сергей ЗыковСергей Зыков – преподаватель образовательных программ подготовки кадров для игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, директор по маркетингу компании Armor5Games.

Несколько слов о месте проведения мероприятия. ВШБИ – это структурное подразделение Высшей школы экономики, работающей на рынке образования уже 12 лет. За это время подготовили более 3000 специалистов по следующим направлениям: IT руководитель, специалист в сфере бизнес-информатики, бизнес-аналитик, оптимизация бизнес-процессов. Направление электронного бизнеса и интернет проектов в рамках школы развивается с 2008 года. В 2014 году стартовала программа «Менеджмент игровых интернет-проектов» в рамках который и проводилась открытая лекция «Маркетинг игр: прошлое, настоящее и будущее, которое уже наступило».

История рынка игр и эволюция маркетинга

Свою лекцию Сергей начал c общего определения маркетинга и важности маркетинга для продвижения игр в современных условиях. Были приведены цифры по темпу росту рынка игр в целом. Сергей рассказал о важных трендах в игровой индустрии: рост азиатских рынков, появление VR/AR на всех платформах, увеличение доли игр-сервисов, рост сегмента инди-игр.

Дальше лектор проиллюстрировал важные отличия основных игровых платформ (консольные игры, PC игры, браузерные игры/игры для соц. сетей, мобильные игры), определяющие подходы к маркетингу.  Была рассмотрена специфика современного  потребителя и особенности современного рынка игр.

Сергей провел экскурс в разные этапы эволюции маркетинговых подходов, обусловленные технологической базой и базой распространения игры на разных исторических этапах. В качестве одного из важнейших моментов в истории развития игрового рынка, был отмечен приход F2P (free to play) игр. Также важными вехами, определившими современные подходы к продвижению игр, были обозначены:  расцвет социально /браузерных игр и взрывной рост рынка мобильных игр.

Современная индустрия игр и маркетинг сейчас

Сергей ЗыковВ последующем Сергей изложил основные принципы так называемого Performance маркетинга, базирующегося на сборе статистических данных и аналитических расчетах с получением количественных показателей. Среди ключевых моментов такого подхода были выделены: главная цель – повышение продаж; количественные показатели на всех этапах и по всем направлениям; совокупность каналов и инструментов, охватывающих весь digital; постоянный анализ получаемого трафика. Сергей пояснил суть основных метрик (ROI, ROMI, CPA, CPI, CR, СTR, LTV), используемых в маркетинге.

В следующем блоке речь пошла о ключевых особенностях современного маркетинга.  Фокус сместился в сторону аудитории. Сформировались новые каналы продвижения: соц. сети, блоггеры/ютуберы, «вирусное» распространение. Появились новые методы расчета/оценки эффективности: LTV, ROI, CPI. Закупка трафика стала самым эффективным методом продвижения. Значительно сократились сроки маркетинговой активности. Производители стали создавать большое количества клонов и однотипных игр по принципу: делаем то, что зарабатывает.

В конце рассказа о текущем положении в индустрии, Сергей озвучил проблемы современного рынка игр:  огромная конкуренция; мало инновационных игр; качество продукта стало вторично; расходы на маркетинг растут (требуется постоянное привлечение, удержание и монетизация аудитории); понижается эффективность продвижения из-за постоянного роста цен; все меньше игр окупается.

Сергей Зыков

Будущее игровой индустрии и роль маркетинга в нем

По мнению Сергея для решения сформировавшихся проблем, участникам игрового рынка придется приложить серьезные усилия по их преодолению. Важным становится качество продукта, интересность для игроков. Клонирование успешных продуктов станет не эффективно. На первый план выйдут качество, оригинальность, интерес, т.е. все то, что нельзя купить за трафик.

При этом роль маркетинга увеличится, т.к. продукты должны будут создаваться с учетом потребностей потенциальной аудитории. Разработку обязательно должно будет предварять исследование выбранного рынка. Еще на этапе разработки потребуется формировать комьюнити, как основной источник информации и проверки направления движения. Работа маркетинга вместе с разработкой позволит избежать принципиальных ошибок, промахов мимо аудитории.

Сергей Зыков

Бренды

Как один из серьезных механизмов привлечения и удержания аудитории станет работа с готовыми брендами или их создание. При этом очень важно будет выходить за рамки собственно игры, создавать экосистему бренда вокруг. Роль маркетинга при этом станет важной для поиска новых каналов развития бренда, формирования стратегии бренда, формирования имиджа бренда.

Взаимодействие с аудиторией

Все большую роль в маркетинге будущего приобретает взаимодействие с аудиторией. Важно помнить, что аудитория бывает не только «платящей». Необходимо видеть за цифрами людей, выйти в «поле» и поговорить с ними. Снова становится актуальным присутствие на выставках, но уже с целью слушать свою аудиторию.

Сергей Зыков

На примере RIOT GAMES Сергей проиллюстрировал эффективный подход к продвижению игр, маркетинг взаимодействия. В компании каждый сотрудник участвует в коммуникациях с потребителями. Каждый год проводится более 50 мероприятий для потребителей. Каждый сотрудник компании обязан играть в League of Legends каждый день. Обязательным считается использование всех современных каналов для связи с потребителями. Компания не продает товар, а делится эмоциями, создает сопричастность.

Глобальный рынок и инновации

На локальном рынке окупить продукт очень сложно, поэтому важна ориентация на глобальный рынок еще при разработке. После выбора базовой платформы важно не замыкаться на ней, а вести разработку и на других платформах. Необходимо изначально готовить выход в будущем везде, где это возможно.

Важным становится разработка новых ниш, применение инновационных технологий. В частности, Сергей отметил растущее направление VR технологий. Виртуальная и дополненная реальность уже здесь и игнорировать это вредно, инновация всегда ценится игроками. Вести разработку в этом направлении важно именно сейчас. Только в этом случае можно стать законодателями жанра завтра.

Также Сергей отметил важность применения новых каналов продвижения, использования профильных авторитетов (стримеров/видеоблогеров) с уже готовой целевой аудиторией.  

Сергей Зыков

Завтрашний маркетинг – какой же он?

В финале лекции Сергей сформулировал ключевые характеристики маркетинга игр ближайшего будущего:

  • Ориентированный на качество производимого продукта.
  • Развивающий и делающий бренды.
  • Создающий отношения между игрой и игроками.
  • Анализирующий рынок, игру, трафик. Анализирующий все и еще немного сверху!
  • Использующий правильные каналы для маркетинговых коммуникаций.
  • Участвующий в разработке, а не только в продвижении продукта.
  • Работающий глобально, не замыкаясь на локальном рынке.
  • Умеющий оценивать маркетинговую эффективность каждого канала.
  • Заботящийся и о ROI и о brand awareness.
  • ДУМАЮЩИЙ!
Желаем приятного просмотра видеозаписей с лекции и ждем вас на наших будущих мероприятиях по игровой индустрии.

Сергей Зыков

 


← Назад к списку
Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 1 24 1 25
26 27 28 29 30 31 1
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter