08.07.2013
Екатерина Валериевна Лобза, заместитель директора Высшей школы бизнес-информатики, доцент кафедры маркетинговых коммуникаций факультета менеджмента НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук дала интервью World IT Union.
Совместно с Федором Вириным руководит программой профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов».
World IT Union: Екатерина Валериевна, Ваш курс называется "Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов". Скажите, кто ваши слушатели, откуда приходят и куда потом они идут работать?
Екатерина Лобза: Мы начинали нашу учебную программу весной 2008 года в логике и в соответствии с традициями, которые сложились на факультете и в бизнес-школе – это, прежде всего, ориентация на сочетание теории и практики, на корпоративный сектор, на крупнейших вендоров, на новые технологические разработки, плюс, конечно, бизнес.
Но, если вспомнить кризис осени того года, то это была сложная ситуация, в том числе и для бизнес-образования. И в первую группу к нам пришли учиться люди, которые ориентировались скорее не на карьеру внутри компании, а прежде всего на себя - на переход из штата во фриланс, а затем на создание собственного бизнеса–веб-студии, digital агенства, интернет-магазина и разнообразных интернет проектов. Нас часто спрашивают про портрет абитуриента – образование, профессию, возраст…
Каждая группа в чем то уникальна, и, поскольку в нашей отрасли не было профильного образования, то нам приходят люди с самым разным базовым образованием – техническим, экономическим, и из разных профессий - буквально от политологов до медиков. Конечно, много слушателей приходят из традиционного ритейла, для того, чтобы выстроить новый канал продаж, вывести бизнес на федеральный уровень и т.д. Наши слушатели ориентированы на несколько траекторий – либо собственный бизнес, либо работа в корпорациях.
Основная наша компетенция – подготовка руководителей интернет-проектов или, сейчас правильнее говорить шире – руководителей digital проектов. Сегодня стоит говорить о мультиканальности – ведь речь идет не только о десктопном интернете, но и о мобильном, о мобильных приложениях и т.д. Добавим сюда изучение интернет рекламы, интернет-маркетинга, аналитики, исследований, моделирования бизнес-процессов.
Рынок настолько быстро развивается, что сейчас все чаще говорят о переосмыслении бизнес-моделей («Re- Imagination of Nearly Everything» - это метафора MaryMeeker, в настоящее время партнера венчурной кампании KleinerPerkinsCaufield&Byers. C середины 2000-х годов, ее ежегодный доклад о трендах интернет-технологий стал событием в отрасли. «Re-Imagination» - это новая метафора, которую MaryMeeker предложила в докладе 2012 г. Если первое поколение (в 90-е и 2000е гг) переосмысливало, как десктопный интернет изменил традиционные бизнес-модели, то сейчас, со стремительным повсеместным распространением мобильного доступа речь идет о еще более серьезных изменениях в бизнес-моделях и потребительских практиках.
Соответственно, меняется и программа, появляются новые курсы, которые читают топ-менеджеры компаний-партнеров Высшей школы бизнес-информатики. Среди них можно отметить Яндекс, фонд венчурного капитала AlmazCapital Partners, компанию «Ашманов и партнеры», интернет магазин OZON.ru, интернет холдинг Internest, рекламное агентство Biplane, исследовательское агенство DataInsight и др. Мы также сотрудничаем с Российской ассоциацией электронных коммуникаций.
World IT Union: А как устроена ваша программа?
Екатерина Лобза: Учебный процесс представляет собой цельную, концептуальную структуру, выстроенную таким образом, чтобы выпускник обладал системным знанием, видел управляемые и проектируемые им интернет-проекты в стратегической перспективе.
Среди экономических и управленческих дисциплин слушателям преподается стратегический менеджмент, маркетинг, основы предпринимательской деятельности. Назову специальные дисциплины – это работа с инвестиционными проектами, управление интернет-проектами, технологические основы интернет – проектов, электронная коммерция, реклама и маркетинг в интернет и др. На протяжении всего курса обучения слушатели разрабатывают собственный проект – от идеи и исследования рынка до составления технического задания, анализа бизнес-процессов, составляют медиаплан и бизнес-план, готовят презентации. Практика или стажировка может быть организована на базе одной из компаний-партнеров либо как работа с собственным проектом.
В рамках курса студентам предлагаются специализации для написания выпускной аттестационной работы: исследования и аналитика в интернете, реклама и маркетинг, разработка и управление проектом, управление контентом и медиа-менеджмент, электронная коммерция, управление сервисными проектами.
Важным компонентом программы является цикл открытых лекций и мастер-классов руководителей и топ-менеджеров интернет-компаний. С 2012 года проводятся круглые столы клуба выпускников «Проект. От идеи к реализации».
Важным компонентом программы является цикл открытых лекций и мастер-классов руководителей и топ-менеджеров интернет-компаний http://www.hse.ru/video/busedu/, с 2012 года проводятся - круглые столы клуба выпускников «Проект. От идеи к реализации» hhttp://www.youtube.com/watch?v=Uqx-iXpNsu0&list=ECA94EA97F05B0554D, на которые приглашаются все желающие.
World IT Union: Иными словами, основной упор делается на развитие проектных и предпринимательских компетенций?
Екатерина Лобза: Да, дисциплины изучаются в логике процесса создания предприятия электронного бизнеса, и затем – управления и поддержки, то есть в логике развития практических компетенций. Важной особенностью программы является большое количество задействованных в ней преподавателей-практиков и мощная теоретическая база НИУ-ВШЭ.
Из более чем 500 аудиторных часов программы, две трети – это курсы, сочетающие в себе лекции и практические занятия. На занятиях используются только актуальные кейсы из опыта российских интернет-компаний и проектная работа по собственной тематике слушателей.
Такие проекты слушателей регулярно представляются потенциальным инвесторам в рамках программы, а также принимают активное участие в стартап-турнирах, таких как летняя школа бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ HSE-INC, Harvest@GreenfieldProject, StаrtupWeekend и других. Тандем «студенты-работающие специалисты» - это возможность обмениваться между собой опытом в ходе обучения, создавать совместные проекты, учиться у коллег и вместе с ними в интересной творческой среде. Сейчас у нас уже 9 выпусков и у программы есть активный клуб выпускников. В новом учебном году нас ждут новые проекты.
Да, и еще одна важная деталь - слушатели, успешно закончившие данную программу, принимаются на программу МВА-ИТ ВШБИ НИУ ВШЭ со сроком обучения 1 год.
World IT Union: Спасибо