BPM CBOK (Свод знаний по управлению бизнес-процессами)

BPM CBOK (Свод знаний по управлению бизнес-процессами)

BPM CBOK (Свод знаний по управлению бизнес-процессами)
23.07.2018

BPM CBOK (Business Process Management Common Body of Knowledge) 3.0BPM CBOK (Business Process Management Common Body of Knowledge) – это объединенный свод знаний по управлению процессами в бизнесе. В нем отражается принятый ныне процессный подход к руководству компанией, радикально отличающийся от прежней функциональной схемы. До середины XX века, а в нашей стране – даже до начала XXI века организации воспринимались исключительно как набор подразделений. Сейчас же они рассматриваются как сложная система бизнес-процессов, направленных на достижение конкретных целей. Весь опыт, накопленный за несколько десятилетий использования новой управленческой схемы, систематизируется в своде, разрабатываемом ABPMP (Ассоциацией BPM-профессионалов).

Подборка информации постоянно обновляется. На сегодняшний день актуальна версия BPM CBOK 3.0, изданная в 2013 году. Она радикально отличается от второй версии. Начав работать над третьим изданием, эксперты вскоре пришли к выводу, что за последнее время сфера слишком серьезно изменилась. Поэтому в текст не стали просто вносить дополнения, а целиком его переписали. Перевод обновленного издания на русский язык выполнили члены российского отделения ABPMP, книга поступила в продажу в 2016 году.

Основные цели

Процессный менеджмент все еще считается «молодой» профессией, поэтому специалистам этой сферы важно иметь под рукой некий общепризнанный справочник, четко определяющий границы дисциплины. Руководство позволяет решить следующие проблемы: 

  • Определение терминов – начиная с базового описания самого понятия Business Process Management.
  • Организация диалога в профессиональном сообществе, построение взаимодействия внутри сферы;
  • Обучение новых специалистов, формулировка круга знаний, необходимых для успешного процессного управления;
  • Помощь опытным менеджерам в профессиональном развитии, своевременное донесение до них информации о новых методах и выявленных недостатках старых.

Разделы BPM CBOK

В начале руководства приводятся определения ключевых терминов процессного менеджмента, причем переводчики внимательно поработали над их адаптацией к русскому языку. В частности, много внимания уделяется различиям слов «бизнес» и «дело», сложностям перевода слов «предприятие» (которое в России ассоциируется в основном с заводами) и «компания» (что зачастую воспринимается только как юридическое лицо).

Далее подробно описывается сам свод знаний – его цели, структура, возможности обратной связи. После чего следует собственно содержательная часть, посвященная главным разделам BPM.

  • В главе «Управление бизнес-процессами» определяются ключевые понятия, разделяются разные виды процессов, их составные части, факторы успеха.
  • Следующая глава посвящена моделированию процессов – то есть всем тонкостям описания как уже существующих в фирме наборов деловых операций, так и абстрактных схем наиболее эффективной организации процессов.
  • Далее собрана информация об анализе полученных моделей.
  • Следующий раздел посвящен проектированию процессов. Тут речь идет о подготовке наиболее эффективных схем, которые в будущем предстоит реализовать на практике с максимально возможной точностью.
  • Далее рассматривается вопрос управления эффективностью процессов. Как измерить этот показатель, какие инструменты при этом применяются, как наладить мониторинг и контроль?
  • В следующей главе говорится о процессной трансформации, то есть о «жизни» процесса от проектирования и планирования до практического внедрения.
  • Затем авторы уделяют внимание вопросам организации управления – то есть построению такой рабочей команды, которая сможет на практике реализовать процессный подход внутри компании.
  • Далее анализируются вопросы управления бизнес-процессами на уровне предприятия. Как достичь максимально возможной результативности всех операций в стратегическом и тактическом смысле?
  • Наконец, заключительная глава посвящена информационным технологиям, используемым в BPM. Исторически новый подход к руководству фирмами был неразрывно связан со сферой IT, и до сих пор эта связь имеет важное значение.

BPM CBOK 3.0Business Process Management позволяет оптимизировать как взаимодействия внутри компании, так и контакты с клиентами, поставщиками и конкурентами. Взгляды управленца, изучившего эту концепцию, радикально отличаются от привычек менеджера старого образца. Ознакомление с BPM CBOK 3.0 – это способ как вникнуть в тематику с нуля, так и систематизировать уже имеющиеся навыки. Конечно, со временем и этот свод устареет (после чего будет обновлен), но пока именно там содержится пусть не вся существующая информация, но достаточное количество накопленного и серьезно осмысленного опыта.

Данный свод является основой для программ дополнительного и бизнес-образования.

Например, в ВШБИ НИУ ВШЭ он применяется на программе второго высшего образования «Управление информационными технологиями в бизнесе» и на программах  профессиональной переподготовки «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование»«Информационная бизнес-аналитика»


← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter