CвернутьВсе разделы
Обучение нарративному дизайну в играх с нуля

Обучение нарративному дизайну в играх с нуля

Обучение нарративному дизайну в играх с нуля

Интересный сюжет способен обеспечить проекту высокие продажи и громкую славу среди игроков. Но одной лишь художественной силы сценарию не достаточно. Хороший сюжет побуждает принимать сложные решения и использовать различные игровые механики, что значительно усиливает эффект погружения. Создание синергии между историей и геймплеем — задача нарративного дизайнера.

В рамках образовательных программ ВШБИ НИУ ВШЭ по игровой индустрии «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр» мы продолжаем цикл статей о различных игровых профессиях. В этой статье поговорим об особенностях работы нарративного дизайнера.

Обучение нарративному дизайну в играх с нуля


Задача нарративного дизайнера

Оба специалиста, сценарист и нарративный дизайнер, работают над историей, стараясь вдохнуть жизнь в героев и наполнить игровой мир смыслом. Однако задачи нарративного дизайнера намного шире — он обязан знать игровые механики и задействовать их для выражения задумок сценариста.


В зависимости от жанра и сложности игры нарративный дизайнер может внести вклад в следующие аспекты. 

  • Текст. Сюда относятся любые тексты: легенда мира, диалоги, задания, имена персонажей, название локаций и предметов и т.п.
  • Визуализация. Внешний вид локации, героев, предметов и эффектов — любая деталь игрового мира рассказывает зрителю небольшую историю, каждая из которых должна соответствовать сеттингу и не противоречить сценарию.
  • Звук. Участие в выборе музыки, голосов озвучки персонажей и эффектов. Достаточно ли тревожное настроение создает завывание ветра? Вовремя ли слышится звон золотых монет при получении награды?


В кино многие вещи подаются через визуальные образы (архитектура, оружие, костюмы персонажей), а также через диалоги, происхождение имен и топонимов, речевые характеристики. Прошу прощения, но Ривендейл не может быть в славянском сеттинге.

В игровых мирах мы тоже много работаем с визуальными образами, но значительная часть антуража остается за кадром. Поэтому нарративный дизайнер большое внимание уделяет работе именно с текстом, из которого потом получается сценарий, описания для художников и геймдизайнеров.

Обучение нарративному дизайну в играх с нуля

Сергей Чекмаев, игровой сценарист, писатель-фантаст и преподаватель ВШБИ НИУ ВШЭ


  • Геймплей. Совершаемые персонажем действия не должны конфликтовать со сценарием. Прославленный рыцарь в эпическом слэшере может размахивать клинком легко и азартно. Для остроты ощущений хлипкий герой «хоррора» с такой же задачей должен справляться куда медленнее и быстро выбиваться из сил.
  • Интерфейс. Нужно ли окрашивать реплики героя в разные цвета в зависимости от тона речи, или лучше использовать «баблы» разной формы? Как будет выглядеть индикатор здоровья? Колба с кипящей кровью или голографический дисплей?
  • Контроль за производством различных сопроводительных материалов. Подогреть интерес к игре можно с помощью трейлера или ARG-событий, например фейковых сайтов, блогов, обрывков записей и дневников из игровой вселенной. Также хорошо работают комиксы или новеллы, которые распространяются отдельно, вовлекая будущих фанатов в игровую вселенную еще до установки приложения.

По сути профессия «нарративный дизайнер» является специализацией геймдизайнера. В этой области важен не столько писательский талант, сколько умение создавать элементы повествования, а также прорабатывать убедительные сюжетные ходы и взаимосвязи. Опытный нарративный дизайнер задает нужное направление работы для всей команды, занятой производством контента.

Обучение нарративному дизайну в играх с нуля

Что должен знать и уметь нарративный дизайнер

Ключевая задача нарративного дизайнера — интеграция геймплея с игровым сценарием. От нарративного дизайнера требуется:

  • создать атмосферу для погружения игрока в историю;
  • придумывать уникальные миры, персонажей, локаций и другие нарративные элементы;
  • обеспечить появление эмоциональных связей пользователя с игровыми персонажами, событиями и т.д;
  • объединить игровые элементы в единое логическое целое с повествованием.

Можно сказать, что нарративный дизайн нацелен на создание локальной, сиюминутной череды чувств, призванной оказать сильное эмоциональное воздействие на игрока.

Обучение нарративному дизайну в играх с нуля

Для успешной работы нарративный дизайнер должен иметь следующие качества и навыки:

  • богатый игровой опыт,
  • знание нарративных механик и интерфейсов,
  • большой опыт в написании художественных текстов и копирайтинге,
  • совершенный русский и английский язык,
  • понимание основ социологии, психологии и журналистики,
  • художественный вкус и творческий склад ума,
  • любознательность и способность к абстрактному мышлению,
  • умение анализировать и систематизировать большие объемы информации,
  • хорошие коммуникативные способности.

Перечисленные качества вместе с подходящим образованием, помогут будущему специалисту без проблем устроиться в любую геймдев-студию!

Обучение нарративному дизайну в играх с нуля

Где учиться на нарративного дизайнера

В настоящее время немногие ВУЗы мира имеют отделения, занятые обучением будущих разработчиков игр. Это не удивительно, ведь разработку игр все еще считается относительно новой профессией, и в мире не так много специалистов с большим опытом создания успешных проектов.

К счастью, в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ можно пройти обучение у опытных специалистов в области нарративного дизайна в Москве. По итогам обучения на программе профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых проектов», наши выпускники часто выбирают путь нарративного дизайнера.

Подробнее узнать о профессии «нарративный дизайнер» можно из видео нашего преподавателя Константина Сахнова.


← Назад к списку

Контактный телефон: +7 (985) 769-77-52

ВШБИ в социальных сетях
facebook vk youyube
Высшие курсы CIO
Рекомендовано MBA.SU