CвернутьВсе разделы

Орешкина Мария

Мария Орешкина

Мария Орешкина, геймдизайнер. Выпускница программы «Менеджмент игровых проектов» Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Помимо обычных геймдизайнерских задач, Мария умеет писать конфиги, править анимации и развивать коммьюнити.

Как попали в геймдев?

Мой путь в геймдев нельзя начать со слов «я всегда любила играть в игры, была фанатом какой-то вселенной». Моё детство прошло как-то в обход легендарным играм, разве что Stronghold и Герои Магии и Меча были в моём арсенале. А также Кузя, Глаз дракона, GTA Vice City.

Во времена школы и студенчества меня больше привлекали книги (любовь к фантастике и фэнтези привил папа, любовь к антиутопиям и историческим книгам — мама). И фильмы — очень много фильмов.

Играми, на самом деле, начала интересоваться с появлением мобильных телефонов. Помню, на Sony Ericsson была игра типа Марио, где надо было пробегать подземелье. Это была первая и последняя игра, где я стала спидраннером, могла пройти уровень с закрытыми глазами.

И как-то затянула меня вообще тема мобильных телефонов, постоянно читала журнал Chip и ещё один по компам\мобильникам. Кажется, застала даже становление жанра матч-3 на мобильном рынке.


На кого учились?

Учиться я пошла на бизнес-аналитика. Вышло случайно, с другом решила за компанию съездить и подать документы. И попала на бюджетное место (их всего было 10) на наш поток.

Во время обучения прямо перед дипломом начала проходить практику по специальности. После диплома устроилась работать в ту же компанию, но уже в другой отдел, т.к. бизнес-аналитиков к тому времени всех разогнали.

Сменив 2 работы по около специальности поняла, что так жить просто не смогу — скучные, тупые задания (именно тупые, к примеру, по 100 раз вставлять теги в вордовский документ). И я начала думать, чего хочу и умею (и что принесёт денег).


Кем хотели работать поначалу?

Честно, мой изначальный план был стать аниматором (любила как рисовать, так и мультипликацию). Позже пользовалась полученными навыками — и страсть к анимации всё ещё тлеет во мне.

Затем от этого отказалась, решила становиться художников, а конкретно — по концептам окружения. Не хватило мотивации, усердия и времени.

Потом как-то плавно от художников перетекла к играм — там же тоже рисуют, и каким-то способом вышла на переквалификацию в ВШБИ. На тот момент как раз накопила сумму и примчалась подавать документы. Можно сказать, успела в последний вагон уходящего поезда.

Всё это звучит прекрасно, но у меня всегда был тыл в качестве моих родителей. Я знала, что могу какое-то время посидеть без работы или зарабатывать минимум для получения опыта. На практику я пошла в компанию, где работает мама (она у меня главный бухгалтер). Изначальный старт мне был дан, дальше вертелась как могла.

Будь у меня другая жизненная ситуация — мало денег, негде жить, дети, ипотека и другое — возможно, я бы не пошла переучиваться.


Что дало вам обучение на программе «Менеджмент игровых проектов»?

Я училась несколько лет назад на одном из первых потоков. На тот момент мы были относительно пилотным проектом, т.е. программа менялась, приходили новые преподаватели, мастер-классы.

Важно помнить, что не система образования тебя качает, а ты из неё выкачиваешь соки, знания, связи. Поэтому для меня обучение было полезным, всё узнанное было применено на практике.

Связи с одногруппниками и преподавателями до сих пор активны и помогают. К примеру, в свою первую игровую компанию я попала благодаря тому, что к моему резюме прикрепили рекомендацию преподавателя. На меня обратили внимание и взяли работать … тестировщиком!


Чем занимались на первой работе? Где работали?

Первой работой в игрострое стала компания 101xp. Начала в ней я тестировщиком (при этом, уйдя с прошлой работы, потеряла по деньгам 30%), а закончила почти лидом ГД (обязанности по должности, а должности нет).

Это был лучший опыт для старта, как в плане задач, так и в плане людей. Для перехода из тестера в ГД проекта, а работала я над Avataria Mobile, прошла тестовые задания, как и обычные кандидаты извне, затем испытательный срок на новой роли.

Список моих обязанностей:

  • построение аналитики (вместе с отделом аналитики делали дашборды, анализ ивентов, экономики, цен);
  • создание меты — ивенты, события, новый контент;
  • коммьюнити — поднимала группу ВК, устраивала конкурсы всякие, пока не было аналитики просили заполнять гугл опросники за игровую награду (крутились как могли);
  • девелоперская часть — улучшение конфигов, перенос данных из xml-файлов в гугл таблицы, админка;
  • арт/анимация – в какой-то момент пришлось раскрашивать атласы и править анимации.

Естественно, всё делалось в команде с клиентскими программистами, серверщиком, ПМ’ом. Затем появились художники и аниматоры. Но те знания и опыт, что я смогла собрать — бесценны. 


Были весёлые истории? Какие трудности возникли? Как с ними справлялись?

Когда смогли раскачать группу ВК по Аватарии, набрали новых админов. Никто из них не знал, что я не просто участник, а ещё и разработчик ГД. И тут мы запускаем конкурс — украсьте свою комнату, обязательно должно быть 2 элемента из новой коллекции.

Я решила начать кипиш, собрала комнату в игре, одела персонажа, сделала скрин и выставила в альбоме конкурса. Комната у меня вышла очень «донатной», поэтому хотела удалить позже, чтобы нечаянно не выиграть. Захожу на следующий день в альбом, а там какая-то хитрая мадам взяла мой скрин, затёрла моего перса (брутального, усатого мужика) и поставила свою девчонку-аватара.

Написала админу группы — смотрите, тут плагиат. И, как говорится, инициатива имеет инициатора. В плагиате обвинили меня. Факты, что размещено было раньше, что видно работу фш его не убедили, была на грани бана. Пришлось встречаться в игре и доказывать, что не верблюд.

А ты сидишь и думаешь, «на кого ты наехал, щщщенок!» И смешно и грустно, благо моё инкогнито не раскрылось и я продолжила тусить в коммьюнити, узнавая новости и чаяния людей из первых уст.


Что привело вас на программу «Менеджмент игровых проектов»? Чему научились? Что понравилось больше всего?

Привела обширная программа курса, затрагивающая, как мне казалось, все аспекты для начинающего специалиста. Помимо прочего, сыграло роль, что это Центр развития компетенций в бизнес-информатике ВШБ, дочка ВШЭ — своего рода синоним хорошего и современного образования.

Научилась базису, как в расчёте игр, так и в их ведении. Т.е. нам преподавали и как создавать свою команду, и как найти своего игрока, и как найти свою нишу, и как юридически всё делать, и психологию игры, и структуру документа для инвестора.

Больше всего понравились преподаватели — все действующие специалисты своей области, которые могли рассказать не только теорию, но и объяснить как это на практике. Меня это подкупило, т.к. жизненный опыт ценю выше 10-томника об идеальной игре.


Где ещё работали? Чем занимались?

Grand Hotel Mania

Grand Hotel Mania

После 101xp работала в G5, Game Insight, Playrix. На фрилансе даже немного поработала на СберИгры. Сейчас я ещё и преподаватель на GeekBrains, веду вводный курс по ГД для игровых аналитиков.

В Game Insight подтянула знания тервера, математическое отношение к ивентам, узнала новые проги. До сих пор благодарна коллегам, что они сидели со мной и рассказывали дерби своих ивентов и расчётов.

После этого в мою жизнь пришёл Playrix. Для казуальных ГД — это, как можно выразиться, некий Blizzard для ПК ГД. Компания гибко подходит к людям, в том плане, что это расходный материал — текучка дикая, за время работы над фичёй у тебя может смениться команда полностью. Был художник – нет его, аниматор, ГД, продюсер.

Сама компания и специалисты, с которыми я успела поработать, научили европейскому типу коммуникации — т.е. вместо фразы — «что за ужас ты сделал?!» ты слышал — «результат получился несколько другого направления, чем мы рассчитывали. Для корректировки стоит рассмотреть варианты», - написанию очень подробных ГДД, многозадачности.


Где сейчас работаете? Над чем?

Сегодняшнее место моего пребывания — компания Deus Craft (Божественный промысел). Можно сказать, что я нашла свою гавань, где могу подлатать какие-то забытые навыки, получить новые и поделиться с другими капитанами своими.

Проект, на который я пришла сейчас, в самой «сладкой» стадии — оперирование. Мы наполняем его метой, правим баланс, монетизацию, проводим а/б-тесты и стараемся нарастить мощности. При этом здесь ценится открытость и инициатива (естественно с последствиями в виде ведения фичи). С момента моего старта работы тут мы смогли реализовать больше 5 крупных фич. И останавливаться не планируем.


В какие игры играете?

Вообще, сейчас стоит разделить две личности — специалиста/работника и обычного смертного/игрока. Как специалист играю в топ-гроссинг игры, стараюсь уловить тренды. Но это мобильный рынок и только он, родимый.

Как обычный смертный люблю 4X-стратегии, головоломки, платформеры, иногда экшены. Но тут на подсознании всё-таки стараюсь разобраться почему мне это нравится, как это сделали, какая механика от чего зависит и что приносит.

Из запавшего в душу:

  • Gorogoa — головоломка с неординарным взаимодействием (Cube — можно сказать, аналог мобильного рынка)
  • Detroit: Become Human — тоже некая головоломка, но мне нравится реакция мира игры на действие, это некий рай нарративщика, где лишнее слово одного героя может сломать жизнь другого в конце игры
  • God of War 4 — познакомилась с серией игр сразу с сочного (на самом деле купили приставку с игрой в подарок). Для меня шедевральна бесшовность игры, сами персонажи и мир
  • Ori and the Blind forest (обе части) — мой любимый платформер, благодаря которому сменилась не одна клавиатура
  • Northgard — 4X-стратегия. Казуально сочная и приятная. И постоянно развивающаяся, застала её на самом начале пути и рада, что разработчики постоянно улучшают её.

Также изучаю инди, за некоторыми слежу, поддерживаю рублём и рекламой. К примеру, в недрах нашей необъятной страны есть такая студия «Мортёшка», недавно выпустили в Стиме игру «Чёрная книга», советую ознакомиться.


Какие долгосрочные планы? А на более близкую перспективу?

В долгострое, я думаю, как у многих — своя студия или свой проект в рамках компании. Для каждого ГД, даже если он это отрицает, игра — это детище. Пока работаешь, ты как бы растишь чужих, а хочется «своего».

В ближайшее время — преобразовать проект и вывести его на новый уровень, введя интересную мету и некие новые механики на сплаве жанров.


В разработке каких игр вы участвовали?

Были свои проекты, но они не выпущены и никогда не будут, ибо делались как практика для понимания мира игростроя.

В рамках работы я участвовала в разработке мобильных игр:

  • Аватария mobile,
  • Hidden Treasures,
  • Fishdom,
  • Airport City,
  • Grand Hotel Mania.

Что посоветуете желающим начать работать в геймдеве?

Для тех, кто только начал свой путь в геймдеве, неважно какой специальности, — учитесь. Всегда и везде пытайтесь выведать новые знания, пробуйте инструменты, ломайте свои привычки, задавайте кучу вопросов преподавателям. Вы должны искать знания, а не вам приносить их на блюдечке.

Самое главное — заводите связи. Люди, в геймдеве важны люди — наш круг довольно тесен, с одним и тем же специалистом вы можете поработать в разных компаниях. Помимо этого, дружите с HR, при поиске работы вам это поможет.


Спасибо Марии за подробные ответы и красивую историю.


Идет набор на программы



← Назад к списку

Контактный телефон: +7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18 +7 (985) 769-77-52

ЦРКБИ в социальных сетях
facebook vk youyube
MBA-IT
Рекомендовано MBA.SU