Журихин Евгений

17.03.2021

Евгений Журихин

Евгений Журихин, продюсер игрового направления SberDevices. Окончил Государственный Университет Управления по специальности инновационный менеджмент. Выпускник программы «Менеджмент игровых проектов» НИУ ВШЭ ВШБИ.

Евгений помогает развивать игровое направление Сбера. Начинал с управления инновационными проектами, искал себя в программировании, зацепился за VR и в итоге нашёл — в геймдеве.


Для начала немного расскажите о себе: как пришли в геймдев, что умеете, кем сейчас работаете.

Мой путь в геймдев начался со скромных попыток освоить программирование, в частности Unity. Уже потом, поступив на Менеджмент игровых проектов, подтянул навыки геймдизайна, маркетинга, управления проектами, а благодаря дипломной работе познакомился с левелдизайном. Все эти умения так или иначе пригодились в будущих проектах и привели меня на текущее место работы — игровой продюсер в Сбере. Здесь я отвечаю за заказную разработку игр для наших новых девайсов, медиаприставки SberBox и смарт-диспея SberPortal, начиная от концепции и заканчивая финальной приёмкой игр.

Почему пытались освоить именно программирование?

Это была одна из крайностей, в которую меня забросили поиски самореализации. Окончив ГУУ по специальности инновационного менеджмента и попытавшись проработать сколько-нибудь близко к инновациям в России, на выходе получил в основном разочарование от бесполезности деятельности. Тогда решил, что хочу создавать что-то своими руками, и программирование, на тот момент ещё не игровое, казалось неплохим вариантом. В итоге, ни с Java, ни с 1С (готовлюсь показать мастерство уклонения от помидоров) судьба так и не сложилась, но на тот момент позволяло кормить семью. Уже точно не помню, когда именно пришёл к Unity, но на каком-то этапе потребовались знания в геймдизайне, а дальше статьи Кости Сахнова в хабре, и буквально на следующий день подал заявку на обучение в ВШЭ.

Яна Артищева

Какими проектами занимались во время обучения на программе «Менеджмент игровых проектов» Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ?

Мы с Яной Артищевой делали VR змейку в восточном сеттинге Dragonsnake VR, где игроку предстояло, сидя на драконе, решать небольшие паззлы, отстреливать монстров и, конечно, избегать собственного хвоста. Идея принадлежит Яне, и я ей благодарен за возможность присоединиться к проекту. Он подарил много бессонных ночей (включая White Nights). Я отвечал за левелдизайн и маркетинг. Жаль, игра так и не была доделана и выпущена, но это бывает на образовательных проектах. В любом случае, это был прекрасный опыт участия в настоящем проекте.

Почему именно Сбер?

Компания предложила отличные условия и крайне интересные задачи. Ну сами подумайте, можно ли было ещё год назад представить, что Сбер выпустит на потребительский рынок TV-приставку и смарт-дисплей, в которых должен быть, помимо прочего, и игровой контент? Компания подарила возможность участия в разработке сложных железных продуктов, которые конкурируют с продукцией мировых гигантов уровня Google и Amazon. Это, конечно, подкупило.

Чем занимаетесь сейчас на работе? Что входит в ваши обязанности?

Сейчас Сбер занимается активным поиском и портированием интересных нашей аудитории игр к себе на платформу. Но не всегда прямое портирование возможно — издатели могут просто отказаться, выставить невыгодные условия лицензирования, а ещё legacy код, технические сложности с добавлением необходимых фичей и сотня иных причин. И тогда, если аналог игры уж очень хочется видеть на платформе, игру пытаемся сделать с нуля, а проект попадает в зону моей ответственности.

К обязанностям на начальном этапе относятся подготовка ТЗ и оценка подготовленных смет от внешних разработчиков. После старта проекта уже нужно следить за его ходом, устранять всевозможные препятствия. Опять же, нужно понимать, что Сбер создал свою ОС, пусть и основанную на Android, но со своими особенностями, и, например, прикрутить в игре голосовое управление — задача далеко не тривиальная. Так что приходится искать специалистов, которые могут помочь с той или иной задачей внешним разработчикам, необходимо много общаться и договариваться.

sber box

Сложно было стать игровым продюсером? Чем отличается эта работа от ваших предыдущих должностей?

Вообще, в Сбер я шёл на позицию PM, и только через какое-то время после моего прихода открылась вакансия продюсера. Слушал-слушал на утренних стендапах обсуждение кандидатур да решил предложить свою, тем более что к тому времени уже показал себя отчасти как продюсер на одном из проектов. Так что мой путь к должности продюсера заключался в хорошем исполнении своих PM обязанностей и инициативы.

Главное отличие от работы левелдизайнером, геймдизайнером и PM, заключается в большом количестве коммуникаций, которые приходится поддерживать. Хотя во многом, конечно, это связано с особенностями разработки хардверных продуктов, то есть может быть не типично для классического геймдева.

сражайся голосом

Какие игры делаете?

На запуске платформы делали фокус на играх с голосовым управлением. В качестве примера могу привести совместный проект с Just AI «Хранитель Слов» — словесную игру с элементами RPG — эксклюзив на устройствах Сбера на территории России (но при должном усердии можно запустить англоязычную версию Power of Words). Сейчас фокус сменился, но как именно — секрет.

А в какие игры вам нравится играть?

На первом месте уже много лет остаётся League of Legends, люблю выживалки и баттлеры, из последнего Grounded и Iris and the Giant, соответственно. Нравятся игры от Ubisoft, недавно с удовольствием пробежал Immortals Fenyx Rising, хотя Вальгаллу до конца не осилил. Отдельно ещё отмечу Battle Brothers и мобильные Pokemon GO, Clash Royale, а для отдыха в потоке Archero и серия Alto.

Но вернёмся к тому, как проходило ваше обучение и первым шагам в геймдеве. Что больше всего запомнилось на программе «Менеджмент игровых проектов» Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ?

Вот что точно не запомнилось — это такое длинное название. Прямо Шестая интервенционная (отсылка к S.H.I.E.L.D.) какая-то!

А если серьезно, то сложно выделить что-то одно. Наверное, МИП запомнился мне в первую очередь отличной рабочей атмосферой, когда профессионалы индустрии рассказывают не одну теорию, но и раскрывают реальные кейсы, а осознанно пришедшая на курсы аудитория пытается в хорошем смысле докапываться до всего. Такие активные и живые занятия гораздо лучше способствуют восприятию, чем обычные лекции.

Что вынесли из обучения на программе «Менеджмент игровых проектов» Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ?

Знания, практический опыт, уверенность в собственных силах и много профессиональных знакомств. Если первое можно, хотя и не без труда, почерпнуть из книг и отдельных статей в интернете, то за остальным точно стоило приходить на программу. Про подарившую уверенность практику уже упоминал, так что остановлюсь на последнем пункте.

На программе можно встретить зеленых падаванов, студентов с опытом работы в геймдеве, действующих профессионалов индустрии среди преподавателей и приглашённых гостей. И с каждым из них можно и даже нужно знакомиться. Отечественный геймдев небольшой, и любые связи в соцсетях сильно повышают шансы на успех в поисках работы, сотрудников для своего проекта или даже просто ответов на возникающие вопросы. Это крайне ценный ресурс, который многие недооценивают, и который определённо стоит получить, пройдя через дополнительное образование.

Выпуск МИП

Что посоветуете людям с опытом, желающим перейти в игровую индустрию?

Если вы любите игры и есть багаж опыта за плечами, скорее всего вы рано или поздно найдёте себе место и в геймдеве. Пытаться стучаться всюду или постепенно готовить свой переход — каждый решает сам, но я бы рекомендовал именно второй вариант. Постарайтесь не терять существующей работы, пойти на курсы или заниматься самообразованием и делать свою игру, пытаясь понять, ваше оно вообще или нет. Лично мне с таким вариантом повезло: отпрашивался пораньше с имеющейся работы, чтобы успевать на вечерние занятия в ВШЭ, а уже на середине обучения получил должность геймдизайнера (и продолжил отпрашиваться, но уже на новом месте).

Что посоветуете людям без опыта, но желающим начать?

Насколько я могу судить, позиций джунов не слишком много в наше не очень стабильное время, поэтому совет один. Получайте опыт. Делайте игры, моды, читайте статьи и слушайте выступления игроделов, а затем применяйте эти знания на практике. Любой практический опыт позволит вам выделиться среди конкурентов и повысить шансы на занятие вакантного места.

В этом плане МИП, если вы не решитесь пойти дорогой самообразования, помогает и даже подталкивает к созданию своей игры. Иначе диплом просто не отдадут! Так что если хотите начать, то начинайте, пробуйте создавать что-то своё, получайте полезные навыки и прокачивайте резюме. И тогда уже можно будет смело идти на первого босса на дороге в геймдев — рекрутёра!


Спасибо за крутые ответы и вдохновляющую историю.


ИДЕТ НАБОР НА ПРОГРАММЫ


← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18 +7 (985) 769-77-52
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) International Institute of Business Analysis (IIBA) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter