Из пояснительной записки к профессиональному стандарту Менеджер по информационным технологиям (Утвержден Приказом Минтруда России №716н от 13.10.2014).
Вид профессиональной деятельности «Менеджер по информационным технологиям» (далее сокращенно – Менеджер по ИТ) охватывает широкий спектр управленцев в области ИТ отдельного предприятия, холдинговой структуры, региона: от управления вычислительными ресурсами, до управления инновациями.
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Управление предоставлением, использованием и развитием информационных технологий (ИТ)
Группа занятий:
- Руководители и старшие должностные лица государственных органов управления и представительств
- Руководители учреждений, организаций и предприятий
- Руководители подразделений (служб) научно-технического развития
- Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
- Руководители подразделений (служб) компьютерного обеспечения
- Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
Современному Менеджеру по ИТ необходим системный, стратегический подход, набор знаний и компетенций, широкий кругозор в области ИТ и смежных областях.
Настоящий стандарт устанавливает требования к профессиональным компетенциям Менеджера по информационным технологиям по четырем квалификационным уровням в соответствии с требованиями Министерства Труда.
Обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ) (функциональная карта вида профессиональной деятельности) для вида профессиональной деятельности «Менеджер по ИТ» сформированы на основе основных слоев модели архитектуры предприятия (Enterprise Architecture) в соответствии с этапами развития общества (индустриальное, постиндустриальное, информационное и инновационное общество). Такая градация находится в полном соответствии с лучшими международными практиками моделей компетенций специалистов ИТ, в частности с Европейской рамкой ИКТ-компетенций (e-CF).
Определены следующие формулировки обобщенных трудовых функций:
- Управление ресурсами ИТ
- Управление сервисами ИТ
- Управление информационной средой
- Управление ИТ-инновациями.
Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Для обоснованного и системного выбора трудовых функций была разработана таблица, определяющая объекты управления Менеджера по ИТ, которая позволяет учесть все стороны его деятельности. На каждом квалификационном уровне в качестве конкретного объекта управления менеджера по ИТ присутствует объект соответствующего архитектурного слоя.
Объекты управления |
Управление ресурсами |
Управление сервисами |
Управление информационной средой |
Управление инновациями с использованием ИТ |
1. ЦЕЛИ И ПЛАНЫ |
Управление очередностью задач |
Планирование предоставления ИТ сервисов |
Формирование и управление реализацией стратегии ИТ |
Формирование вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии |
2. ВРЕМЯ |
Управление временем сотрудников |
Управление ИТ-проектами |
Управление портфелями ИТ-проектов (включая бюджет) |
Управления реализацией стратегических дорожных карт |
3. ПЕРСОНАЛ |
Управление персоналом, обслуживающим ИТ ресурсы |
Управление сервисным персоналом |
Управление персоналом, включая ключевых пользователей |
Управление персоналом, участвующий в инновациях |
4. ОТНОШЕНИЯ |
Управление отношениями с пользователями |
Управление отношениями с заказчиками и клиентами |
Управление отношениями с заинтересованными лицами |
Управление отношениями с окружающей средой, включая сообщества |
5. ПРОИЗВОДСТВО |
Управление ИТ-инфраструктурой |
Управление уровнем предоставления услуг (SLA) |
Управление архитектурой информационной среды и качеством |
Управление знаниями и инновациями |
6. ФИНАНСЫ |
Управление затратами |
Управление бюджетами ИТ сервисов |
Управление ИТ бюджетом, включая бюджет развития |
Управление стратегическими инвестициями в инновационные проекты |
7. РИСКИ |
Управление ИБ |
Управление рисками ИТ |
Управление непрерывностью бизнеса в части ИТ |
Управление рисками инновационного отставания в ИТ |
На основании вышеприведенной таблицы были подготовлены трудовые функции для каждой ОТФ.
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||
Код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
А |
Управление ресурсами ИТ |
6 |
Управление качеством ресурсов ИТ |
Управление ИТ-инфраструктурой |
|||
Управление расходами на ИТ |
|||
Управление изменениями ресурсов ИТ |
|||
Управление отношениями с поставщиками и потребителями ресурсов ИТ |
|||
Управление персоналом, обслуживающим ресурсы ИТ |
|||
Управление информационной безопасностью ресурсов ИТ |
|||
В |
Управление сервисами ИТ |
7 |
Управление договорами об уровне предоставления сервисов ИТ (SLA) |
Управление ИТ-проектами |
|||
Управление моделью предоставления сервисов ИТ |
|||
Управление изменениями сервисов ИТ |
|||
Управление отношениями с пользователями и поставщиками сервисов ИТ |
|||
Управление персоналом, осуществляющим предоставление сервисов ИТ |
|||
Управление непрерывностью сервисов ИТ |
|||
С |
Управление информационной средой |
8 |
Управление стратегией ИТ |
Управление программами и портфелями ИТ-проектов |
|||
Управление формированием и внедрением системы показателей оценки эффективности ИТ |
|||
Управление изменениями информационной среды |
|||
Управление отношениями с поставщиками и потребителями информации |
|||
Управление персоналом, обслуживающим и развивающим информационную среду |
|||
Управление рисками ИТ |
|||
D |
Управление ИТ-инновациями |
9 |
Управление формированием вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии |
Управление выявлением и внедрением ИТ-инноваций |
|||
Управление оценкой эффективности ИТ-инноваций |
|||
Управление знаниями с помощью ИТ |
|||
Управление взаимоотношениями с заинтересованными лицами |
|||
Управление персоналом, обеспечивающим инновации ИТ |
|||
Управление рисками инновационного отставания в ИТ |
Полный текст профессионального стандарта Менеджер по информационным технологиям на сайте АПКИТ http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php
← Назад к списку