Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России

Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России

Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России
21.11.2013
Высшая школа экономики презентовала исследование «Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России», проведенное по инициативе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).

Поводом для проведения исследования послужили вопросы текущего состояния трансграничной торговли и ее влияние на развитие российского рынка e-commerce: 
  • Действительно ли товар, заказываемый в иностранных интернет-магазинах, значительно дешевле, чем в отечественных? 
  • В какой степени цены дифференцированы между российскими и иностранными участниками рынка? 
  • Какова специфика разных потребительских рынков?
  • Какие типы государственного регулирования трансграничной торговли существуют в мировой практике?
  • Как классифицируются страны по типам этого регулирования?
  • Как выглядит Россия с точки зрения международного опыта?
«В своем исследовании мы опирались на различные релевантные источники данных, - комментирует Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ. – В частности, провели опросы покупателей отечественных и зарубежных интернет-магазинов, серию интервью с покупателями и экспертами отрасли, изучили данные почтовых операторов и результаты предшествующих исследований, а также провели мониторинг цен на определенные категории товаров на Яндекс.Маркете и в 52 онлайн-магазинах – зарубежных и отечественных. Фокус исследования был сделан на двух наиболее популярных сегментах рынка – электронике и одежде». 

Отобранные товары для мониторинга:
  • шесть моделей цифровых фотоаппаратов - Canon, Nikon
  • четыре модели смартфонов - Apple, НТС, Samsung, Sony
  • четыре модели одежды (джинсы и футболки) - Tommy Hilfiger, Abercrombie and Fitch;
  • четыре модели спортивной обуви (кроссовок) - Nike, Adidas
Общие выводы по ценовому мониторингу:
  • Нельзя утверждать, что российские интернет-магазины дороже/дешевле зарубежных интернет-магазинов из-за большого разброса цен между магазинами внутри каждой группы магазинов (российских, американских, европейских, азиатских);
  • Ценовые разрывы могут порождаться: индивидуальными отклонениями при продаже отдельных товаров, разной политикой компаний в отношении маржинальности, разным уровнем издержек;
  • Низкие цены могут быть также следствием недобросовестной конкуренции: незаконного использования либерального режима трансграничной торговли, использования «серых» схем, параллельного импорта (электроника), ввоза контрафактной продукции (одежда и обувь).
По данным Почты России, средний чек 45% покупателей не превышает 100 евро.

Исследование показало, что популярностью в отечественных и зарубежных интернет-магазинах пользуются в основном одни и те же виды товаров. В электронике более активно покупаются мобильные телефоны и смартфоны, планшетные компьютеры и ноутбуки, а также аксессуары. В сегменте «Одежда и обувь» востребованы платья и юбки, джинсы, брюки и аксессуары. При этом, в отечественных магазинах чаще покупают детскую одежду и обувь, в зарубежных – блузки и рубашки.

Основные проблемные точки трансграничной торговли по результатам исследования:
  1. В России сегодня действует самый высокий в мире порог беспошлинного ввоза (1000 евро) для физических лиц в сочетании с относительно высокой (по международным меркам) налоговой нагрузкой для юридических лиц. Пример: страны ЕС - 22 евро; Индия, Бразилия, ОАЭ, Китай – нулевой порог; Япония – 76 евро.
  2. Неравные условия для конкуренции между зарубежными и отечественными участниками рынка интернет-торговли. Ситуация осложняется незаконным использованием либерального режима трансграничной торговли недобросовестными российскими участниками рынка при неэффективном исполнении правил. 
Предлагаемые меры:
  1. Снижение уровня беспошлинной торговли;
  2. Сокращение налоговой нагрузки для юридических лиц;
  3. Уменьшение масштабов недобросовестной конкуренции.
Президент АКИТ Сергей Румянцев прокомментировал результаты исследования, проведенного ВШЭ: «По нашим предварительным прогнозам, объем трансграничной торговли по итогам 2013 года составит от 100 до 120 млрд руб., это двойной рост по отношению к прошлому году. Поэтому данный рынок нельзя игнорировать, тем более, на нем есть ряд проблем, которые сказываются на функционировании всего российского e-commerce. Результаты исследования, проведенного Высшей школой экономики, подтверждают это. Сегодня органы государственной власти совместно с бизнес-сообществом активно обсуждают пути решения обозначенных проблем, существующих в трансграничной торговле, при этом учитываются интересы конечного потребителя. Все стороны едины во мнении: интересы покупателей и добросовестных участников рынка должны быть защищены». 

С полной версией результатов исследования можно ознакомиться на сайте АКИТ, перейдя по ссылке - http://www.akit.ru/research-cross-border-retail-influence

Об Ассоциации:

Ассоциация компаний интернет-торговли создана в июне 2012 года. Основная цель АКИТ — установление добросовестных принципов конкуренции, создание зоны безопасного сервиса для клиентов на рынке электронной коммерции и борьба с серым рынком. В ассоциацию входят 19 компаний: DomProm, Е5, Enter, KupiVIP, Mallstreet, Media Markt, Wikimart, «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», «Десятое измерение» (10i), «Детский мир», «М.Видео», «Связной», «Спортмастер», «Ютинет», «Эльдорадо», re:Store, eBay, 220 вольт, «Техносила».
← Назад к списку
Ноябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 1 12 1 13 14 1 15 16 17
18 19 20 21 1 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter