Этим вопросом задается сейчас много людей. При этом есть миф, что команда разработчиков игр представляет собой трёх-четырёх бородатых программистов, владеет чёрной магией и периодически занимается мистическими ритуалами, используя бубен.
Это конечно же не так. Программист сейчас – это часть большой команды и чем масштабнее проект, тем больше задействовано людей по самым разным направлениям. Мало сделать просто хорошую игру –необходимо постоянно анализировать запросы рынка, аудиторию, отфильтровывать огромное количество статистики, отслеживать новости, связанные с платформами, иметь маркетинговый план, бизнес-план и многое другое. Есть два основных направления, в которых можно развиваться в игровой индустрии – "инди" и работа в компании. При этом надо понимать, что работа в компании также делится на разработку и оперирование. На этапе разработки проектируется и реализуется игровой функционал, генерируется контент и прорабатываются все технические, геймдизайнерские и другие аспекты игры. Целью этапа является создание продукта, готового к эксплуатации. Оперирование – это запуск и поддержка успешного функционирования игры на рынке. Это может быть как купленная по лицензии игра внешних разработчиков, так и продукт собственной разработки. Цель оператора – зарабатывать деньги.
Вот как в некоторых крупных компаниях выглядит схема игрового оператора:
Итак, как же попасть в игровую индустрию?
Допустим, навыки программирования стремятся к нулю, но есть понимание работы соц. сетей, хорошие коммуникативные навыки. Прекрасно! Community Manager – ваш выбор. Развитие в этой специальности может привести к довольно разным направлениям – одно из них управление (Project/Product Manager и в дальнейшем Producer), ну а наиболее частое – развитие в маркетинге, к примеру, стать бренд-менеджером.
Как комьюнити-менеджер я являюсь мостом между мирами игроков и разработчиков, поэтому на мне лежит большая ответственность перед каждой из сторон. Усердие, внимательность, терпение – вот качества, которые я развиваю, формируя при этом багаж знаний и опыта из теории и практики, полученной во время обучения в ВШБИ НИУ ВШЭ и на работе в своей любимой игровой компании.
Елена Железнова, слушательница программы «Менеджмент игровых проектов» 2017 года, ставшая во время обучения комьюнити-менеджером компании 101XP.
Позиция тестировщика также часто становится стартовым трамплином для прыжка в мир геймдева. Предполагается, что тестировщик – это человек, обладающий техническим складом ума и способен описать техническим языком выявленный баг, может написать, как минимум, простенький скрипт автоматизации и может хотя бы поверхностно вникнуть в технические аспекты проекта. Из тестировщиков могут выйти сильные технические геймдизайнеры или программисты, но это не означает, что тестировщик не имеет шансов стать в дальнейшем, к примеру, продюсером, или же двигаться в сторону лид-позиций и управления. Вполне!
“Тестировать игры – вот, чем я хочу заниматься!” – зачастую приходится слышать от желающих попасть в игровую индустрию. Но не всё так просто…
Тестировщик – это, в первую очередь, ответственный и внимательный человек. Пропуск даже одной ошибки может стать причиной больших проблем как для игроков, так и для компании (вылеты из игры, "дюпы" игровой валюты, проблемы с акциями и платежами и многое-многое другое).
Помните, что тестирование – долгий и кропотливый процесс (особенно ААА-проектов). Уважайте труд тестировщиков и помните, что именно благодаря им, вы играете в качественные и стабильные игры.
Александр Беглов, слушатель программы «Менеджмент игровых проектов» 2017 года, ставший во время обучения руководителем отдела тестирования в компании CreaGames
Ассистент руководителя игрового проекта будет волей-неволей перенимать навыки своего руководителя и вникать в тонкости взаимосвязей организационных и рабочих процессов. Это хороший шанс разобраться со структурой работы компании и в дальнейшем развить навыки проектного направления. Дальнейшее развитие предполагает переход на такие позиции, как Project/Product Manager, Producer.
Помимо начальных позиций, есть еще как минимум несколько способов. Не последний, но, пожалуй, самый хардкорный вариант – "инди". Вы сами изучаете ВСЁ. От существующих движков до ситуации на рынках и огромного количества, видеоуроков, докладов, статей... В этом случае, можно начать с одной из наших статей Игровая индустрия: полезные материалы для геймдевелопера от A до Z, в которой собрано большое количество полезных материалов для освоения азов игростроя.
Как при работе "инди" будут выстроены рабочие процессы – будет зависеть исключительно от вас и кое-что, очевидно, от самого проекта. Небольшой простенький проект можно сделать даже в одиночку, освоив, например, что-то из простых движков вроде Construct или Game Maker. При создании более амбициозных проектов придется либо искать таких же единомышленников, либо нанимать людей под конкретные задачи, если есть хотя бы минимальный изначальный бюджет. Этот путь может привести куда угодно – при наличии успешного проекта немало студий будет готово пригласить на собеседование и даже предложить интересные офферы. Не стоит исключать, что ваша команда сама станет такой студией, и уже сама будет нанимать людей под ещё более масштабные проекты или же, став издателем, помогать начинающим командам выходить на рынок со своими играми.
Многие помнят, как процветал отечественный игрожур в начале 2000-ых. Игромания, Страна Игр, Game Exe, PC Gamer и другой глянец, посвященный играм и игровой индустрии, наполнял полки магазинов печати и палаток с табличкой “Пресса” фактически во всех регионах страны. Как не прискорбно, многая часть уже успела кануть в лету или перейти на онлайн-просторы. Сейчас, игровая журналистика больше ориентирована на другой формат – порталы, блоги, комьюнити, YouTube-каналы и онлайн-трансляции - всё это является форматом современной журналистики. Если получится найти вход на какой-либо игровой портал/канал/новостной ресурс – дальнейший путь, в большинстве случаев, ведёт в BizDev и PR. Если регулярно приходится взаимодействовать и работать с иностранными ресурсами и как следствие, прокачивать знание иностранных языков – в дальнейшем, это может быть сфера локализации. Журналистика (в частности игровая) предполагает работу с большим объёмом информации, коммуникацией с разными людьми, опять же знание рынка и понимание определённых тонкостей, в том числе и в сфере геймдева.
Еще довольно действенный способ попасть в геймдев – получить специализированное образование в данной сфере. Сейчас геймдев-образование на государственном уровне практикуется уже многими странами и насчитывает сотни университетов, дающих нужные навыки для дальнейшей работы. В России и странах СНГ пока всё только начинает зарождаться, однако, уже сейчас в ВШБИ НИУ ВШЭ продолжает действовать программа профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых проектов» и уже не первый год даёт ощутимые результаты. Ряд выпускников уже работают или проходили стажировку геймдизайнерами и на других должностях в таких компаниях как Riot Games, Rocket Jump, 101XP, TrilobiteSoft, CreaGames и многие другие, а также имеют в своем портфолио успешно выпущенные проекты.
Узнать подробнее о программе можно на странице программы: http://game.hsbi.ru/
Желаем успешного входа в индустрию, где ваши глаза горят, где при взгляде в 17:00 на часы вечером в пятницу вы думаете не о том, что поскорее бы отдохнуть на выходных, а о том, что как мало времени поработать осталось, но к счастью есть еще выходные для этого дела. Где вы творите искусство и при этом понимаете, что это колоссальнейший труд, сложный, но приносящий радость.
Михаил Пименов