Методология Scrum

Методология Scrum

Методология Scrum
22.09.2020

Scrum - это один из методов разработки проектов, основанный на командном решении задач и позволяющий в короткие сроки создавать продукты с максимально возможной для клиентов ценностью.

О главных понятиях и принципах использования методологии Scrum будет рассказано в представленной статье.

scrum.jpg– фото 1

Что такое методология Scrum и для чего она применяется

Основная область применения технологий Scrum - сфера IT. Использование этой методологии позволяет:

  • исследовать и выявлять жизнеспособные рынки, технологии и возможности продуктов;

  • разрабатывать новые и улучшать старые продукты в короткие сроки;

  • выпускать продукты и обновления, разрабатывать безопасные среды для их использования, подстраиваясь под изменения рынка;

  • получать отзывы по обратной связи от пользователей и вносить все необходимые изменения в продукт.

Главные особенности методологии работы с проектами Scrum - динамичная и гибкая организация командной работы и параллельное выполнение всех задач, относящихся к проекту.

Ключевые понятия в Scrum

В методологии Scrum используются следующие ключевые понятия:

  • роли - основные участники разработки и управления проектом, и те, кто занимается реализацией готового продукта;

  • практики - способы и техники, применяемые создателями продукта при работе над ним;

  • артефакты (документы) - детализированные описания продуктов и графики достижения целей, составленные командой;

  • итерации - временные отрезки, составляющие рабочий процесс;

  • спринт - период от 1 до 4 недель. За эти сроки создается фрагмент продукта, ценного для пользователя. Перед запуском проектной командой планируются этапы создания релиза и формулируются требования к нему.

Роли в Scrum-методологии представлены:

  • владельцем продукта (Product Owner),  отвечающим за его разработку, за оформление приоритетных требований к продукту и за составление бизнес-плана. Также Product Owner управляет ожиданиями лиц, которые он представляет, координирует журнал продукта, составляет для разработчиков понятные и выполнимые задачи, поддерживает взаимосвязи между разработчиками и инициаторами проекта, тестирует и принимает наработки по итерациям;

  • скрам-мастером (Scrum Master) - координатором, организующим всю деятельность разработчиков. Scrum Master  проводит совещания, ликвидирует конфликты и затруднения в рабочих процессах, контролирует выполнение всех практик, сохранность и использование Scrum-инвентаря;

  • командой разработки (Development Team) - рабочей группой из 5-9 человек - программистами, тестировщиками, аналитиками, архитекторами и другими специалистами. Команда разработки проводит оценку функциональности продукта, отслеживает все процессы вместе со скрам-мастером, предоставляет готовые результаты заказчику.

Также в разработке продукта опосредованно участвуют Stakeholders (акционеры) - инициаторы работ, которым скрам-проект принесет прибыль, и Users - пользователи продукта, на которых он рассчитан.

Артефакты и практики в Scrum

При разработке продукта по методологии Scrum для определения результата используются следующие термины:

  • user story - описание продукта, основанное на пожеланиях пользователей;

  • task (задание) -  задача, выполняемая для реализации проекта;

  • эпик  (epic) - та или иная функция продукта, которая может быть описана в user story или task;

  • story points - оценка сложности выполнения задач (применяется при разбивке проекта на три и более спринтов);

  • velocity - скорость работы команды, определяемая метриками и графиками;

  • definition of done - критерий готовности проекта на том или ином этапе разработки;

  • sprint goal - конкретные цели, которые необходимо достичь в ходе спринта.

В любом Scrum-проекте выделяют следующие артефакты:

  • журналы проекта (Product Backlog) - отсортированные по приоритетам перечни технических и функциональных требований к продукту. Составляется до начала работ владельцем продукта и дополняется командой разработчиков (по критериям выполняемости);

  • журнал спринта (Sprint Backlog) - разбивка функций, выбранных для создания продукта, на отдельные задачи по фазам (итерациям). На выполнение каждой из них отводится, как правило, 1-2 дня. По каждому спринту устанавливается определенный объем работ;

  • графики спринта (Burndown Chart и Burnup Chart) - диаграммы отслеживания выполнения («сгорания») задач, по оси Y которых отмечаются story points, а по оси X - количество дней спринта. При этом максимальное число story points в графиках Burndown Chart соответствует первому дню спринта, а в Burnup Chart - последнему.

Scrum4.jpg– фото 2

В Scrum-управлении проектами используются следующие основные практики:

  • ежедневные скрам-встречи (Daily Scrum Meeting) - короткие совещания команды разработки и скрам-мастера, в ходе которых выясняется, какие задачи были выполнены, и распределяется работа над новыми заданиями спринта;

  • встречи по обзору спринта (Sprint Review Meeting) - открытая встреча, на которой с владельцем продукта обсуждаются плюсы и минусы наработок и демонстрируются готовые части проекта;

  • аварийные остановки спринта (Sprint Abnormal Termination) - данную практику применяет владелец продукта, когда необходимость в проведении того или иного спринта отпадает. В ходе совещаний Sprint Abnormal Termination обсуждаются причины приостановки работы, возможности и порядок запуска нового спринта.

Более подробно ознакомиться с методологией Scrum и научиться ее применять на практике можно, записавшись на курсы обучения, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Запись проводится на нашем сайте.



← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter