Разработка CJM

Разработка CJM

Разработка CJM
21.09.2020

CJM (Customer Journey Map, «карта путешествия клиента») - это составленный от лица покупателя график его взаимодействия с компанией или продуктом. Он состоит из каналов и точек, визуально отображающих коммуникации покупателей с компанией, их ожидания, цели, эмоции и мотивы. 

О том, для чего нужна «карта путешествия клиента»,  как проводится разработка CJM, и какие инструменты при этом используются, расскажет представленная статья.

33905558_m.jpg – фото 1

Что такое CJM и где они применяются

Основная область применения CJM  - бизнес-аналитика в IT, финтехе и e-commerce. Разработка Customer Journey Map позволяет решить следующие важные для компаний данных отраслей задачи:

  • удержание клиентов, то есть определение их заинтересованности в продукте, выявление их «болевых точек» (ценовых, психологических и иных барьеров), мешающих покупателю приобретать товары и поиск способов устранения этих барьеров;

  • составление целостной картины клиентского опыта. CJM дает бизнес-аналитикам понимание того, как действия компании отражаются на положительном клиентском опыте, и насколько согласованы между собой действия подразделений и коммуникаций, связанных с обслуживанием клиентов;

  • мониторинг степени удовлетворенности клиентов. С помощью CJM можно выяснить, в какой точке взаимодействия с товаром клиент получил негативный опыт, и принять соответствующие меры для улучшения репутации продукта и компании;

  • сокращение расходов и оптимизация продаж. Построение «карты путешествия клиента» позволяет грамотно определить целевую аудиторию и провести успешную рекламную кампанию выпускаемого на рынок продукта. Это дает возможность улучшения пользовательского опыта в каждой точке CJM, повышения конверсии товара и сокращения цикла продаж;

  • стандартизация для выработки единого сценария взаимодействия с клиентами для нескольких продуктов или бизнес-подразделений;

  • исследование поведения клиентов для выявления покупателей, приносящих компании наибольшую прибыль и для привлечения новой аудитории. 

Main-green.jpg– фото 2

 Основные элементы CJM

 Классическая Customer Journey Map включает следующие понятия:

  • персона - обобщенное представление о какой-либо группе пользователей с определенной поведенческой моделью, ожиданиями, опытом и потребностями;

  • сценарий - описание путей и способов, которыми, взаимодействия с товаром или продуктом, пользуется покупатель для достижения своих целей;

  • действия, мысли и чувства клиента - картина поведения покупателя, составленная по данным наблюдений и интервью. Каждая точка CJM должна детально описывать каждое совершенное клиентом действие, задаваемые им при этом вопросы, эмоции, возникающие при взаимодействии с продуктом или сервисом;

  • точки контакта и каналы - ситуации, места и интерфейсы, в которых происходит взаимодействие клиентов с компанией. Точки контакта делятся на онлайн (e-mail, рассылки, сайты, блоги, соцсети, контекстная реклама, мобильные приложения) и оффлайн (различные рекламные материалы - листовки, билборды, sms-рассылки, прайс-листы, ценники);

  • выводы и ответственность. По результатам, полученным в ходе построения CJM, определяются необходимые изменения в определенных точках контакта, и назначаются сотрудники подразделений компании, ответственные за внесение этих изменений. 

 Основные этапы разработки CJM 

В процессе разработки Customer Journey Map её создателями проводятся следующие действия:

  1. выполняется сбор информации для определения целевой аудитории. При этом для создания персонажа формируется рабочее ядро из основных групп клиентов или выбираются несколько отдельных покупателей;

  2. определяются стадии, которые проходит клиент во взаимодействии с компанией (осознание потребности, выбор компании, изучение сайта продавца, вовлечение во взаимодействие с представленным брендом, совершение покупки и использование товара, оценка качества послепродажного обслуживания (если оно предусмотрено), рекомендации бренда знакомым и отзывы в соцсетях);

  3. выявляются ожидания, цели и опасения клиентов на каждой стадии;

  4. определяются точки контакта для уточнения наиболее слабых и «больных» мест взаимодействия клиента с компанией;

  5. проводится поиск барьеров, снижающих лояльность покупателей к бренду, через анализ отзывов, обратной связи с клиентами и пожеланий к бренду;

  6. определяются способы устранения барьеров - улучшение качества бренда, реорганизация работы подразделений или осуществление иных нововведений;

  7. выбираются дополнительные показатели для построения более четкой и детальной CJM с точки зрения покупателя;

  8. вся полученная информация визуализируется с помощью специальных программ или сервисов (например, Google таблиц, Canvanizer, Realtimeboard).

Получить все необходимые для разработки CJM навыки сможет любой желающий. Для этого необходимо записаться на курсы , которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Подробную информацию по обучению можно найти на нашем сайте.

← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter