Роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA) - это внедрение программного обеспечения с искусственным интеллектом и возможностями машинного обучения для осуществления однотипных повторяющихся операций в больших объемах.
Об основных областях применения, технологиях и плюсах внедрения RPA будет рассказано в представленной статье.
Что такое роботизация бизнес-процессов
Роботизация чаще всего применяется для оптимизации процессов:
-
управления персоналом - для подбора персонала, управления выплатами, учета изменения в кадровом составе, отслеживания посещаемости и соблюдения графика рабочего времени;
-
управления поставками - для учета товарно-материальных запасов, анализа спроса и предложения, обработки возвратов, управления взаимодействия с контрагентами;
-
работы IT-службы - для автоматизации обработки запросов клиентов и организации управления доступами, учетными данными и системами (в том числе через терминальный доступ);
-
бухгалтерского учета - для сверки бумажных и электронных версий документов, ведения электронного документооборота, распознавания документов (OCR), работы с поставщиками и проведения банковских платежей.
Для проведения роботизации бизнес-процессов используются специальные платформы (например, PIX RPA Platform, UiPath, ElectroNeek) или дополняются существующие системы управления бизнесом (такие, как Bitrix24).
Основные технологии robotic process automation
Основной элемент технологии RPA - это использование программных роботов (ботов), имитирующих действия работающего сотрудника - вход в программы и системы, ввод данных, выполнение вычислений и манипуляций, выход из приложений.
Существует несколько разновидностей программных ботов.
В зависимости от того, для каких задач используются боты, они называются:
-
про-ботами. Эти боты действуют по простым, повторяемым алгоритмам обработки данных;
-
ноу-ботами. Они применяются для поиска в интернете информации по критериям, заданным пользователем;
-
чат-ботами. Эти боты («виртуальные агенты») используются для ответов на запросы клиентов в режиме реального времени.
По уровню автоматизации программные боты подразделяются на:
-
Attended Robots. Пользователи, которым необходимо автоматизировать свои процессы, запускают эти боты со своих компьютеров;
-
Unattended Robots. Для работы этих ботов не требуется участия человека - они запускаются на серверах автономно по определенному расписанию;
-
Hybrid. Эти боты относятся к смешанному типу.
Преимущества внедрения RPA
Роботизация позволяет ускорить и улучшить выполнение процессов, которые являются «бутылочным горлышком» компании. В частности, внедрение RPA позволяет:
-
повысить производительность труда персонала;
-
снизить рутинную нагрузку на сотрудников;
-
снизить число ошибок, связанных с «человеческим фактором»;
-
оптимизировать использование человеческих и технических ресурсов;
-
повысить уровень удовлетворенности обслуживаемых клиентов.
Особенно важно и полезно внедрять роботизацию в компаниях, представляющих собой разветвленную схему подразделений, или имеющих сложные производственные системы.
Научиться основам роботизации бизнес-процессов можно, пройдя обучение на курсах, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на данные курсы можно на нашем сайте.
← Назад к списку