Лекция Феликса Мучника «Успеха достигает тот, кто придумывает рынок»

Лекция Феликса Мучника «Успеха достигает тот, кто придумывает рынок»

Лекция Феликса Мучника «Успеха достигает тот, кто придумывает рынок»
03.03.2010

3 марта в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ прошла открытая лекция генерального директора интернет-супермаркета программного обеспечения Softkey Феликса Мучника.

Свою открытую лекцию Феликс Мучник начал с неожиданного сообщения: никакой лекции он читать не собирается, но просто готов ответить на вопросы, которые интересуют собравшихся в аудитории. Так как большинство присутствующих явно были будущими, начинающими или уже закончившими обучение интернет-стартаперами, ходить вокруг да около никто не стал. Всех интересовали рецепты успеха, и первый из них: как в интернете придумать идею, которую легко коммерциализировать?

— Тогда мы здесь не для того собрались, — снова удивил слушателей Феликс Мучник. — Я не раз говорил, что в самом интернете денег нет. Это всего лишь коммуникация, и деньги есть у того, кто в этой коммуникации нуждается.

Основная проблема интернет-проектов заключается, по мнению основателя Softkey, в том, что они создаются из соображений стартаперов о том, что было бы нужно и интересно лично им, а не целевой аудитории или собственно бизнесу. Между тем, бизнес-процессы в интернете ничем не отличаются от тех, что сопровождают работу обыкновенной бензоколонки. Только при таком подходе возможно составить бизнес-план, который бы по пунктам описывал, за счет чего и в какой срок проект принесет вам первую прибыль, пусть и копеечную.

Отдельно нужно говорить о таком интернет-феномене, как социальные сети, но и они, несмотря на кажущийся расцвет, ничего не стоят. Механизм успеха здесь представлялся простым: собрать в сеть миллионы юзеров и продать их бизнесу. Вот только на практике из этого мало что получилось, никто не смог объяснить, зачем реальному бизнесу эта громоздкая, хаотичная и разношерстная интернет-аудитория. В итоге инвестиции в социальные сети почти прекратились, и что и кому там продавать, теперь непонятно. Зато понятно, что расплачиваться за эти мыльные пузыри, когда они лопнут, придется их конечным акционерам — история, мало чем отличающаяся от типичной финансовой пирамиды.

Если вы все же смирились с тем, что чудес в виртуальном мире не бывает и вы ведете такой же бизнес, как и в мире реальном, нужно определиться, что вы будете делать с ним лет через пять-десять и какова будет последовательность действий для его масштабирования. Бизнес, считает Феликс Мучник, создается, чтобы продать либо его, либо свое имя, а «оставить дело сыновьям» — это милая, но совсем не коммерческая затея. «Начиная свой проект, вы должны быть готовы к тому, что он либо умрет, либо его впоследствии купят большие компании, — предупредил он. — Так называемого среднего бизнеса здесь не бывает».

Определившись с целями на далекое и ближайшее будущее, необходимо выбрать бизнес-модель, причем «белую». Нужно понимать, кому принадлежат технологии, которые вы собираетесь использовать, и права на обучение людей. Вообще без четкого бизнес-плана о поиске инвестора можно даже не беспокоиться. И какой бы голой теорией не казался пресловутый SWOT-анализ и аналитические расчеты в целом, для запуска проекта они жизненно необходимы.

Технологический вопрос при стартапе в интернете становится одним из ключевых. Сможете ли вы гарантировать, что используемое вами программное обеспечение будет поддерживаться производителями технологий через несколько лет? И, что еще более важно, не применяет ли уже кто-то другой технологии, о которых вы задумались? «Если на рынке чего-то нет, это не значит, что над созданием этого сейчас никто не работает, — заметил Феликс Мучник. — Успеха достигает тот, кто придумывает для себя рынок».

Говоря о технологиях, глава Softkey выделил еще одну распространенную ошибку стартаперов. Если вы поручаете делать проект программисту, считайте, что он обречен: программист является заложником любимых и близких ему технологий, которые часто не отвечают интересам проекта. «Техническое задание программистам должны формулировать вы сами, — уверен Феликс Мучник. — В противном случае сработает „испорченный телефон“, и тогда не удивляйтесь, что на выходе вы получили вовсе не то, на что рассчитывали».

Другая технологическая проблема связана с защитой прав. Решение возможно только одно — заключать юридические контракты с программистами и грозить им привлечением к суду за «слив» информации. А вообще, полагает генеральный директор Softkey, если вашу идею легко клонировать, значит, она ничего не стоит. Если проект хороший, «пиратам» удастся скопировать только его внешнюю оболочку, но не содержание.

Впрочем, в пылу технологических страстей не нужно забывать о коммуникациях внутри коллектива. Основная нагрузка при запуске проекта и на начальной стадии его развития всегда ложится на его лидеров: если «идеологи» проекта не готовы работать по 26 часов в сутки, за гроши или вовсе бесплатно, ничего из проекта не получится. А вот ожидать или требовать таких же усилий и альтруизма от других членов команды неправильно. Вы изначально обречены, что 80% сотрудников будут работать строго по 8–9 часов в день, и такая ситуация, по словам Феликса Мучника, является абсолютно нормальной. Другое дело, что работу персонала нужно как-то систематизировать и информатизировать, без бюрократии тут не обойтись. Бюрократические процедуры и схемы нужны для того, чтобы фиксировать, чего вам удалось добиться, а какие участки работы остаются на начальном этапе проблемными.

Остановился Феликс Мучник и на том, как продвигать жизнеспособные проекты в массы. В этом случае интернет стартаперам не помощник. «Пиариться» и «брендироваться» необходимо в офлайне — в прессе, на конференциях, выставках и прочих полезных мероприятиях, проходящих при большом стечении публики. В общем, если хотите, чтобы ваш бизнес заметили в интернете, сначала его должны заметить на людях.

— Рынка интернет-бизнеса в России пока нет, и вам надо этим пользоваться, — сказал Феликс Мучник, обращаясь к аудитории. — Возможности создавать новые проекты существуют, тем более в регионах, где только начинает внедряться широкополосный доступ в интернет.

Но пока одни слушатели, внимая советам гостя Вышки, строили планы на светлое интернетовское будущее, другие задались пессимистическим вопросом: как понять, что проект пора свернуть? Ответ гостя был кратким: если у вас возникла хотя бы тень этой мысли — действительно пора сворачиваться. Но самое лучшее — убить такой проект еще до его начала.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

В настоящее время идет прием документов на программу профессиональной переподготовки Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов». Начало занятий 12 апреля 2010 года.

← Назад к списку
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 1 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 1 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter