CвернутьВсе разделы

Лекция Владимира Долгова «Будущее Интернета: каждому по потребностям»

14.10.2009

Как изменяет привычный мир нынешний Интернет? Какой будет сеть через 2–3 года? Как делать деньги в стремительно меняющемся информационном пространстве? Обо всем этом 30 сентября, в День Интернета, рассказал на открытой лекции на факультете Бизнес-информатики ГУ-ВШЭ Генеральный директор Google Russia Владимир Долгов

Лекция проводилась в рамках программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ и магистерской программы «Электронный бизнес».

Организатор мероприятия: руководитель программы, к.и.н Лобза Екатерина Валериевна. На лекции присутствовало около 300 слушателей.

Видеозапись лекции Владимира Долгова

Revolution № 5

«Мы живем в эпоху пятой научно-технической революции, — начал докладчик. — Она стартовала 20–25 лет назад с массовым распространением IT-технологий». Ее принципиальное отличие от предыдущих (пар, электричество, бензин, авиация и т. д.) заключается в резко возросшей скорости технологических изменений. С 1982 г. быстродействие процессоров выросло в 3500 раз, а стоимость хранения 1 байта информации на жестком диске упала в 3.600.000 раз. Если бы эффективность двигателя внутреннего сгорания росла такими же темпами, пяти литров бензина нам бы сейчас хватило на тысячи кругосветных путешествий. Именно бурное развитие технологий позволило нам перевести всю информацию в цифровой вид, хранить, обрабатывать ее и практически моментально передавать. Радио в США потребовалось 40 лет для завоевания аудитории в 50 млн.человек, а интернету — всего три года. При этом нынешний интернет в корне отличается, например, от СМИ, тем, что позволяет достучаться до своей аудитории любому человеку. А любому бизнесу — до конкретного потребителя.

Вехи и индикаторы

Интернет в своем развитии прошел три стадии. На первой главенствовала сама цифровая информация, ее обилие и хаотичность. Поэтому ключевую роль получили поисковики — Google, Yahoo и их ныне забытые соперники. Затем к информации добавились общение и торговля (Amazon, eBay, Skype, e-mail, чаты и различные мессенджеры типа «аськи» и т. д.). Нынешний этап связан с расцветом социальных сетей (Facebook, Myspace, LinkedIn и их местные разновидности). Ныне все эти три волны успешно сосуществуют и обслуживают около 1 млрд пользователей сети. Ежедневно Google обрабатывает больше 2 млрд поисковых запросов, а юзеры отправляют 80 млрд писем и сообщений по «аське» и ее аналогам. Показатели электронной торговли также впечатляют. Выручка Amazon в 2008 г. составила 19 млрд долл. По опросам жителей Великобритании, именно через него они чаще всего покупают музыку и видео. На втором и третьем месте также интернет-магазины. Общий объем интернет-торговли в ЕС — 130 млрд евро. Социальные сети уже охватили свыше 300 млн людей. В одной только России у «Одноклассников» и «Вконтакте» по 30 млн пользователей. Интересно, что наши соотечественники проводят в сетях примерно в два раза больше времени, чем европейцы. А на социальный видеосервис YouTube в мире каждую минуту заливают 20 часов видео. «Некоторые любительские ролики на YouTube гораздо популярней эпизодов высокорейтинговых сериалов» — заметил Долгов, приведя в пример вот это произведение.

Посредники и хвосты

До того, как возглавить русский Google, Владимир Долгов был гендиректором «Озона», поэтому особое внимание в докладе он уделил развитию интернет-коммерции. По его словам, возможности прямого контакта производителя и потребителя в корне меняют торговлю. Лучше всего это изменение описывает соответствующая теория, названная «теорией длинных хвостов». Ее автор — главред журнала Wired Крис Андерсон. У него есть приятель, занимающийся установкой электронных музыкальных автоматов в кафе. Как-то раз он спросил Криса: «В моих автоматах 50 тысяч песен. Как думаешь, сколько из них слушают хотя бы раз в квартал?» Оказалось, 98%. Причем, когда песен стало в 10 раз больше, это соотношение сохранилось. Андерсон сделал простой вывод: для практики Интернет-торговли важнее не принцип Парето (80% дохода дают 20% товаров), а принцип «длинного хвоста», согласно которому большие доходы приносит продажа множества редких товаров небольшими партиями. Если вы предлагаете товар, нужный всего десяти людям в мире, они вас найдут через Интернет. Нет нужды держать гигантский отдел маркетинга, кропотливо выбирающий, что бы произвести для максимально широкой усредненной аудитории. Прямой контакт с покупателем открывает огромные возможности и для отдельных граждан, желающих продавать свои товары и услуги. Уже два года назад для 75 тысяч англичан основным источником доходов была самостоятельная торговля на аукционе eBay. В США сейчас таких людей уже 750 тысяч, а сам eBay становится, как полагает Долгов, системообразующим элементом экономики. Обратная сторона такой прямой коммерции — резко возросшая роль покупателя\ пользователя, у которого есть масса возможностей для выбора и давления на продавца (поставщика). «Правила игры определяет пользователь, — убеждал докладчик, — а посредники исчезают». На деле лекция Владимира Долгова показала, что посредники не исчезают, а наоборот — всячески развиваются. Но это новые посредники. Все контакты производителя и потребителя культуры, товаров, услуг «напрямую» происходят через технологические и социальные платформы типа тех же Google, Facebook, eBay, Alibaba.com и т. д. Эти гигантские компании развиваются за счет максимального внимания к многообразию запросов разных пользователей, а не лишь 20% «самых важных», как было и есть в оффлайновой экономике. Именно отсутствовавшая в прошлой жизни человечества возможность учитывать интересы каждого будет двигать Интернет вперед, убежден Долгов.

Иван Стерлигов (06.10.2009, http://opec.ru/)

Возврат к списку

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 211 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Контактный телефон: +7 (495) 621-56-18 +7 (985) 769-77-52

ЦРКБИ в социальных сетях
facebook vk youyube
Высшие курсы CIO
Рекомендовано MBA.SU