Управление архитектурой предприятия

Программа повышения квалификации «Технологии бизнес-информатики», специализация «Управление архитектурой предприятия»

В настоящее время большинство российских и зарубежных крупных компаний сталкиваются со следующими проблемами:

  • невозможно эффективно управлять тем, что не документировано: повсеместный «зоопарк информационных систем», «кусочная» и бессистемная автоматизация;
  • окончание «ERP-эйфории», веры в возможность полной автоматизации бизнеса моносистемами;
  • растущая зависимость бизнеса от надежности поддерживающих ИС и ИТ-инфраструктуры;
  • наличие «информационного разрыва» между бизнесом и информационными технологиями: бизнес-процессами и поддерживающей ИТ-архитектурой;
  • распределенность и разнопрофильность бизнеса;
  • наследование процессов и информационных систем в результате слияний и поглощений;
  • необходимость быстрого внесения большого числа изменений в существующие ИТ-приложения.

Большинство из вышеозначенных проблем решаются с помощью методологий и технологий управления архитектурой предприятия через следующие задачи:

  • инвентаризацию ключевых архитектурных артефактов, например, цели бизнеса, бизнес-процессы и архитектура приложений;
  • синхронизацию ключевых архитектурных элементов в компании, например, цели бизнеса - требования бизнеса – система проектов, с дальнейшим анализом найденных расхождений;
  • построение системы приоритетов от целей бизнеса, через бизнес-процессы к архитектуре приложений;
  • согласование бизнес-архитектура предприятия с ИТ-архитектурой;
  • анализ портфеля информационных систем (ИС), сокращение избыточности, гармонизация ИС и унификация элементов ИТ-инфраструктуры;
  • создание целевой архитектуры предприятия и плана перехода от существующей архитектуры к целевой с учетом программ унификации и стандартизации;
  • синхронизация архитектурных решений, возникающих при проведении организационных изменений и автоматизации деятельности;
  • построение общекорпоративной системы согласованного управления изменениями;
  • поддержка непрерывности бизнеса в части анализа влияния сбоев элементов ИТ-архитектуры на бизнес и идентификации критичных элементов ИТ-архитектуры;
  • обеспечение требований внутреннего контроля и управления соответствиями

Все выше обозначенные задачи рассматриваются в предлагаемой программе повышения квалификации. В курсе «Архитектура предприятия» рассматриваются: базовые понятия архитектуры предприятия, основные методологии по описанию архитектуры предприятия (Модель Д. Захмана, ARIS (Architecture of Integrated Systems), TOGAF, Модель 7S McKinsey), структура бизнес-архитектуры предприятия, шаблон карты стратегий, цели организации в CobiT, схема взаимосвязи основных понятий CobiT 5.0. Бизнес-модель. Определение бизнес-модели. Общая структура бизнес-модели. Компонентная модель компании IBM. Модель уровней зрелости Capability Maturity Model Integration (СММI). Отраслевая/референтная модель. SCOR (Supply Chain Operations Reference Model). eTOM (The Enhanced Telecom Operations Map). Выравнивание бизнеса и ИТ. Этапы развития ИТ-инфраструктуры. Высокоуровневая архитектура ИТ. Уровни ИТ-архитектуры. Пример взаимосвязи уровней архитектуры предприятия (фрагмент). Архитектура данных. Типы информации. Наиболее часто выделяемые типы данных. Иерархия DIKW. Задачи разработки архитектуры данных. Связь архитектуры данных с бизнес-процессами. Дополнительные вопросы взаимодействия бизнеса и ИТ рассматриваются в других курсах программы.

Так же на Программе изучаются вопросы связанные с автоматизацией бизнес-процессов на основе анализа бизнес-требований, основы бизнес-аналитики и гибкой методологии проектирования Agile.

Содержание программы

  1. Архитектура предприятия
  2. ИТ-стратегия
  3. Процессы управления информационными технологиями
  4. Управление изменениями
  5. Жизненный цикл ПО и основы Agile-методологий
  6. Основы бизнес-аналитики и науки о данных

Каждая дисциплина содержит от 10 до 25 лекций.

Форма обучения: заочная (дистанционная)
Срок обучения по программе: 3 месяца
Выдаваемый документ: удостоверение установленного образца Высшей школы экономики о повышении квалификации
Начало занятий: 20 декабря 2023 года. Прием документов до 17 декабря 2023 года.
Условия поступления: - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование; - лица, получающие высшее образование.
Стоимость 50 000 рублей

Слушатели, закончившие обучение по данной программе, получают скидку при обучении на других программах ВШБИ.

Особенности заочного (дистанционного) обучения

Возможность обучения 24 часа 7 дней в неделю: обучение и контроль знаний происходят полностью дистанционно в любое время суток и в любой стране мира. Для обучения слушателям нужны только компьютер и доступ в интернет.

Индивидуальный подход к слушателям. В процессе обучения слушатели смотрят, слушают или читают лекции. Каждый слушатель получает необходимые консультации и поддержку персонального куратора.

Гибкий график. Слушатель сам задаёт темп образовательному процессу, ориентируясь исключительно на себя и свою загруженность, а также распорядок дня.

Контроль знаний проводится в виде онлайн тестирования после изучения каждой темы (лекции) и после изучения каждой дисциплины. Это необходимое условие аттестации получения удостоверения о повышении квалификации.

Основа такого дистанционного обучения – самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Правила приема

  1. Необходимо зарегистрироваться, подав заявку. Регистрация на обучение осуществляется в любое время.
  2. Вам ответят на заявку в течение рабочего дня, и вышлют анкету и договор для заполнения.
  3. После заполнения и подписи анкеты и договора, Вы присылаете сканы по электронному адресу  abelov@hse.ru.
  4. В ответном письме мы вышлем Вам квитанцию для оплаты. Необходимо оплатить обучение и выслать отсканированный оригинал платежного документа по электронным адресам: aoleynik@hse.ruabelov@hse.ru.
  5. После получения отсканированного документа об оплате слушатель получает доступ к системе и учебным материалам.

По всем вопросам обращаться к Алексею Белову abelov@hse.ru




Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18 +7 (985) 769-77-52
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter