Обучение моделированию бизнес-процессов

Обучение моделированию бизнес-процессов

20.07.2018

Моделирование бизнес-процессов

Моделирование бизнес-процессов организации является основой эффективного управления компанией. В ходе этой аналитической работы специалисты описывают повседневную жизнь конкретного бизнеса через различные элементы – последовательность деловых операций, наборы данных, ключевые события. Все составляющие модели объединяются  в тематические блоки, и логически увязываются между собой в единое целое.

Таким образом, от субъективного восприятия действий работников и подразделений менеджер переходит к объективному взгляду на каждый блок операций. Такой подход позволяет наглядно проследить, каким образом идут процессы внутри организации, какие допускаются ошибки, где возможно произвести улучшения, опробовать новые технологии и методики. Именно глядя на модель, эксперты принимают решения по радикальным реформам или повседневному совершенствованию работы всего предприятия. 

Цели моделирования

Главная цель моделирования бизнес-процессов – улучшение результатов деятельности компании. Не стоит забывать, что процессное управление подразумевает в первую очередь сосредоточенность на успешном достижении поставленных перед бизнесом задач. Здесь важна не промежуточная статистика и формальные отчеты, а конкретные успехи в финансовой сфере, в возрастании качества продукции и услуг, в удовлетворенности клиентов и деловых партнеров.

Можно выделить три основных направления применения данной методологии:

  • Описание бизнес-процессов предприятия. Построив наглядную модель всех действий по достижению той или иной бизнес-задачи, можно практически сразу отследить слабые места и возможности изменений. Более глубокий анализ полученной схемы позволяет полностью разобраться во всем механизме функционирования предприятия. Нередко даже опытные руководители не замечают, казалось бы, очевидных сторон деятельности организации, пока не увидят качественную «картинку».
  • Установление взаимосвязей. Применение данной методологии дает возможность объединить все значимые процессы в единую сложную систему, отследить существующие связи, а также наладить контакт там, где его ранее не было. 
  • Нормирование процессов. Следующий шаг – это редактирование операций таким образом, чтобы они работали наиболее эффективно. На хорошо работающую схему можно опираться в ходе управления компанией, сверяться с нею, чтобы не повторять ошибок. Стандартизация операций позволяет уменьшить роль «человеческого фактора» и повысить результативность работы.

Этапы моделирования

Работа над созданием моделей бизнес-процессов в организации, которая ранее не управлялась современными аналитическими методами, выглядит следующим образом:

  • Построение модели каждого набора действий в том виде, в котором он существует, определение их места в общей структуре деятельности компании;
  • Разработка схемы в том виде, в каком ее хотелось бы видеть – то есть устранение замеченных недостатков, развитие достоинств, внедрение новшеств, применение проверенных стандартов;
  • Тестовый этап применения новых наработок – необходимо оценить, как теория увязывается с практикой и понять, не стоит ли что-то еще отредактировать;
  • Повседневное использование улучшенных моделей;
  • Регулярное бесперебойное совершенствование внедренных механизмов с учетом как внутренних перемен в компании, так и новых вызовов рынка. 

Виды моделирования 

Моделирование бизнес-процессов: виды моделирования.Формально моделирование делится на три основных подвида: функциональное, объектное и имитационное. В первом случае процесс описывается как совокупность ряда четко определенных функций, причем не обязательно в строгой временной последовательности. Во втором случае аналитик сосредотачивается на взаимодействии различных объектов, будь то сотрудники, технические средства или информационные элементы. Третий вариант – описание процесса через примеры его развития в различных условиях, наблюдение в динамике, контроль распределения ресурсов.

На практике «чистые» формы используются редко. Как правило, каждая модель в той или иной степени сочетает все перечисленные методы. Однако различие трех основных типов необходимо понимать, чтобы их сочетание происходило сознательно и разумно.

Анализ и моделирование бизнес-процессов – это лишь часть работы менеджера процессного управления. Не все можно отразить в теории, не всегда есть время на вдумчивый разбор моделей и отражение их программными средствами.

Однако не будет ошибкой сказать, что эта работа лежит в основе управления. Даже возможность быстро представить приблизительную схему действий часто помогает принять верное решение. Но для умения мыслить такими схемами необходимо иметь большой багаж знаний и опыт в процессном менеджменте в целом и в применении инструментов в частности.

Эта методология изучается как в рамках общих курсов процессного управления, так и в виде специализированных учебных программ. Даже опытные специалисты, уже знакомые с основами предмета, могут углубить свои знания. Это та область, которая требует от управленца постоянного саморазвития и переобучения.

Необходимые знания можно получить, например, в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе второго высшего образования «Управление информационными технологиями в бизнесе» и на программах  профессиональной переподготовки «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование», «Информационная бизнес-аналитика»


← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter