Центр программ развития руководителей
(направление БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА)
Мастер-класс «Лучшие Практики Бизнес-Анализа»

Мастер-класс «Лучшие Практики Бизнес-Анализа»

Мастер-класс «Лучшие Практики Бизнес-Анализа»
01.10.2019

Мастер-класс «Лучшие Практики Бизнес-Анализа»

Мастер-класс Андрея Коптелова


В последнее время в сообществе бизнес-аналитиков все чаще можно услышать про Cвод знаний по бизнес-анализу (Guide to the Business Analysis Body of Knowledge®). На мастер-классе Андрей Коптелов, консультант с 18-летним опытом бизнес-анализа, делает краткий обзор BABOK, рассматривает слабые и сильные стороны Cвода знаний по бизнес-анализу, приводит примеры наиболее часто-используемых техник BABOK и дает краткий обзор задач бизнес-анализа.

Если Вы хотите систематизировать свои знания в области бизнес-анализа, и в сжатой форме получить информацию о  BABOK, то эта статья – для Вас.


О спикере: Андрей Коптелов  Вице-президент ABPMP Russia, Руководитель программы «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процесcов» ВШБИ НИУ ВШЭ, Бизнес-тренер LUXOFT, IT Expert, РАНХИГС EMBA, Школы Бизнеса Синергия EMBA.


Как в рамках консалтинга мы занимаемся анализом деятельности

Свод знаний по бизнес-анализу

BABOK – это открытый, доступный документ, структурирование описание всех основных шагов, которые стандартизованы в рамках консалтинговой деятельности. С ним может ознакомиться каждый, но пока он доступен только на английском языке, хотя сейчас и переводится на русский язык, но сертифицированного перевода пока нет. BABOK постоянно развивается, недавно к нему было выпущено расширение «BABOK for Agile»: как использовать бизнес-анализ в проектах, которые управляются по Agile. Это расширение в России, к сожалению, еще не очень известно.

Основная цель руководства BABOK – определить профессию бизнес-анализа и предоставить набор общепринятых практик, которые помогут специалистам-аналитикам договариваться между собой и понимать, какие навыки необходимы им для эффективного выполнения аналитической работы. 

«Руководство BABOK включает в себя 500+ страниц: 6 областей знаний, 30 основных задач бизнес-анализа, выстроенных в некий процесс, 50 аналитических техник, 29 компетенций, 5 перспектив».

В области аналитических техник BABOK часто критикуют, т.к. техник очень много, по каждой из них написано несколько книг, а в BABOK на каждую выделено по несколько страниц, например, на технику «Финансового анализа». Но такой широкий охват расширяет кругозор.

«Финансовый анализ и система сбалансированных показателей бизнес-аналитику необходимы».

Компетенции BABOK успешно применяются в системах оценки, сертификации и отбора. Бизнес-анализ – это практика обеспечения изменений на предприятии через определение потребностей и рекомендацию решений, которые приносят пользу заинтересованным сторонам, это емкая профессия, в которой бизнес-аналитики могут выполнять очень разноплановую работу в рамках компании. Аналитики могут использовать разные компетенции, знания, навыки, терминологию и подходы при выполнении задач бизнес-анализа.

бизнес-аналитик

Классификация бизнес-аналитиков по BABOK:

  1. Бизнес-архитектор – это люди, которые не только прошли стадию бизнес-анализа, но и могут «говорить» с бизнесом на одном языке, т.е. занимаются не только процессами и требованиями, а могут трансформировать что-то серьезное.
  2. Аналитик бизнес-систем.
  3. Аналитик данных.
  4. Аналитик предприятий.
  5. Консультант по вопросам управления.
  6. Аналитик процессов.
  7. Менеджер по продукции.
  8. Владелец продукта.
  9. Специалист по требованиям.
  10. Системный аналитик.

«У бизнес-аналитика могут быть совершенно разные названия, но от этого его суть не меняется».

BABOK вводит 6 ключевых концепций:

  1. Изменение – это то, что аналитик сопровождает, а иногда инициирует в организации.
  2. Потребность – это то, что есть у заказчика, например то, что он хочет изменить.
  3. Решение – либо бизнес, либо IT-решения.
  4. Заинтересованная сторона – это тот, кто формулирует аналитику-потребность.
  5. Ценность – это то, что должно приносить решения.
  6. Контекст – это то окружение компании, которое аналитик должен учитывать.

У BABOK есть шесть областей знаний, среди которых основной можно назвать Business Analysis Planning and Monitoring, фактически являющейся областью знаний, которая показывает, как строить процесс бизнес-анализа в организации или как аналитически вести проект в компании. Elicitation and Collaboration – это все, что связано с «вытаскиванием» информации из заинтересованных сторон.

Области знаний

Но при всех своих плюсах, эти области знаний никак не относятся к разработке самого решения. Каждая из этих областей разбивается на набор задач бизнес-анализа.

Задача – это отдельная часть работы, которая может относиться к бизнес-анализу формально или фактически. Все задачи связаны между собой определенным образом, но не имеют логического порядка: выполнять их можно в разной последовательности.

«Задача – фактически это то, что делает бизнес-аналитик».

Бизнес-аналитик может выполнять другую работу, возложенную на него в данной компании, но эти “дополнительные” задачи не считаются частью профессии бизнес-аналитика.

Руководство BABOK определяет перечень аналитических задач, он имеет достаточно хорошо структурированный процесс описания этих задач, в этом состоит ключевая особенность данного руководства. На входе каждой задачи имеются некоторые входные данные, где указано, что Вы должны делать в рамках этой задачи, приведены методы, которые нужно использовать в рамках бизнес-анализа и выходы из этой задачи. По всем задачам описан весь процесс бизнес-анализа.

Описание задач

Фактически BABOK – это справочник, в котором помимо задач есть набор техник, которые можно использовать в том или ином проекте.

«Не используйте все 50 техник из BABOK в одном проекте – мало какой заказчик это выдержит».

Методы (техники) предоставляют дополнительную информацию о способах, которыми может быть выполнена задача. Перечень методов, включенных в BABOK не является исчерпывающим. Есть несколько методов, которые могут быть применены вместо или в сочетании с другими методами

Бизнес-аналитикам рекомендуется менять существующие методы или создавать новые, чтобы наилучшим образом разрешать ситуации, добиваться целей и выполнять задачи.

Раздел имеет следующую структуру:

  1. Цель.
  2. Описание.
  3. Элементы.
  4. Особенности использования.

Все методы классифицированы на 5 блоков получения информации. 

группировка методов

«Техники соотносятся с задачами, к каждой задаче может быть применено несколько техник, при этом одна техника может участвовать в разных задачах».

Организационное моделирование поясняет: как моделируются организационные структуры, какие они бывают. Но после ознакомления с этой техникой в BABOK Вы не сможете проектировать такую структуру как архитекторы, для этого нужны дополнительные знания. Но первоначальный «взгляд» на этот метод Вы получите, что поможет двигаться дальше в этом направлении.

Про процессы в BABOK описано не очень много – всего две основные техники: процессный анализ, представленный в виде графической таблицы и процессное моделирование.

Use Cases and Scenarios-модель – достаточно активно используемая методология моделирования, не смотря на то, что она устаревшая, особенно в рамках управления требованиями.

Use Cases and Scenarios-модель

Базовые компетенции отражают знания, умения, навыки, особенности поведения, черты характера, и личностные качества, которые помогают успешно выполнять роль бизнес-аналитика. Эти основополагающие компетенции не являются уникальными для профессии бизнес-аналитика, однако успешное выполнение задач и применение методов часто зависит от знания одного или более базовых компетенций.

Базовые компетенции имеют следующую структуру:

  1. Цель: описывает, почему бизнес-аналитику выгодно наличие базовых компетенций.
  2. Описание: здесь описываются навыки и знания, вовлеченные в применение этой компетентности.
  3. Измерение эффективности: в этом разделе описывается, как определить, имеются ли у человека навыки в базовых компетенциях.

Перспектива в Agile. Agile – это понятие означает обладание гибким мышлением, воплощенное в наборе ценностей и принципов, а также проявляется в других различных взаимодополняющих практиках. Инициативы Agile предполагают постоянное изменение.

Бизнес-аналитики, которые задействованы в инициативах с применением Agile, постоянно пересматривают, адаптируют и корректируют свои усилия (задачи) и тактику. Бизнес-аналитики анализируют и поставляют рабочий продукт в самый последний, ответственный момент, обеспечивая постоянную гибкость в случае изменений; детальная аналитическая работа не может быть выполнена предварительно, только в момент ее необходимости (just-in-time подход) для того, чтобы эффективно задействовать agile-команду.

Бизнес-анализ по схеме agile гарантирует, что информация доступна для agile-команды на нужном уровне детализации в нужное время. Бизнес-аналитики помогают agile-команде ответить на следующие вопросы:

  • Какую потребность мы пытаемся удовлетворить?
  • Какова истинная цена удовлетворения потребности?
  • Что нам следует поставить, чтобы удовлетворить эту потребность?
  • Как правильно выполнить работы, чтобы доставить то, что нужно?

«Для многих аналитиков знание BABOK необходимо, Вас могут спросить о нем даже на собеседовании».

Лучшие Практики Бизнес-Анализа

Посмотреть эту лекцию полностью Вы можете на нашем youtube-канале.

Презентацию мастер-класса можно посмотреть здесь.


Кроме того, сейчас идет прием документов на программу «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процесcов» ВШБИ НИУ ВШЭ. Начало занятий 05 ноября 2019г. Спешите подать заявку до 22 октября!

← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18