В прошлой части мы уже разобрали наиболее доступные и эффективные методы, позволяющие снизить расходы при работе с озвучкой для игрового проекта, а также некоторые типы бесплатных лицензий, связанных с распространением и использованием внутриигрового контента. Настал черед изображений. Часто для проекта могут понадобится как полномасштабные изображения, так и текстуры, иконки и UI-элементы, не говоря уже о различных айтемах и т.п. Отрисовывать все это своими силами или даже силами небольшой команды или студии может занять непомерно много сил и времени, не говоря уже о лишней графе в бюджете.
Как и в случае работы со звуками, существует ряд бесплатных стоков и порталов, которые позволяют свободно использовать изображения и дают бесплатную лицензию, в т.ч. для использования в коммерческих целях и дальнейшей модификации. В рамках наших образовательных программ «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр» мы собрали их все для вас в одном месте.
Готовые решения
Pixabay – крупнейший мультимедийный сток
Портал является одним из лучших источников бесплатного мультимедийного контента, который позволяет пользователям размещать собственные работы, при этом строго следя за качеством контента - Изображения принимаются в форматах JPG, PNG, PSD, AI и SVG до 40 Мбайт, размером не менее 1920 пикселей по одной из сторон и видеоклипы MPEG, MOV, AVI до 300 мегабайт и минимальным разрешением 1280 × 720 пикселей. Клипы должны быть короче 60 секунд. Pixabay существует под патронажем популярного платного фотостока Shutterstock, поэтому первые изображения, которые выдает поиск, защищены их вотермаркой и не являются бесплатными. В остальном сервис работает по лицензии распространения Creative Commons Zero (СС0).
FindAPhoto – каталог бесплатных фотостоков
Данный сервис был создан британским разработчиком Дэвидом Бэркером с целью объединить воедино изображения с бесплатных фотостоков, в состав которых входят: MMT, Free Nature Stock, Life of Pix, Unsplash, Skitter Photo, Realistic Shots, Startup Stock Photos, Picography, Barn Images, Jay Mantri. Помимо возможности поиска по тегам или коллекциям, присутствует возможность поиска по ключевым словам и гамме, а также возможность задать параметр фильтра. Скажем, поисковый запрос --saturation 0 отфильтрует изображения с нулевым значением цвета (ч/б изображения). А например такой запрос, как «close-up --color orange --width > 3000 --height > 4000» покажет изображения с оранжевыми оттенками из коллекции макроснимков с размером более 3000 точек по ширине и более 4000 точек по высоте. Тип лицензии распространения – Creative Commons Zero (СС0).
StockSnap – бесплатные фотографии
StockSnap был создан двумя разработчиками-энтузиастами в лице Marc Chouinard и Christopher Gimmer. Они вручную отобрали для своего проекта лучшие бесплатные фотографии и регулярно обновляют базу изображений. Главный плюс, но он же и минус – на сайте присутствуют исключительно фотографии, а не изображения, обработанные посредством графических редакторов, коллажи и т.п. Контент, публикуемый на сайте, как и в предыдущих случаях, распространяется под лицензией Creative Commons Zero (CC0).
Game-icons.net – бесплатные иконки с широкой кастомизацией
Название говорит само за себя – сайт насчитывает 3300+ игровых иконок. Есть возможность скачать сразу полный пак всех иконок на сайте, выбрав при этом фон перед скачиванием, как и черный или белый цвет, в котором будет выполнено изображение на переднем плане. Два формата на выбор – PNG и SVG.
Также, есть выбор более гибких настроек для каждой из иконок – можно выбрать цвет и размер изображения переднего плана, надпись, регулировать фон и т.д. Сайт предлагает лицензию для свободного использования, в т. ч. в коммерческих проектах (CC BY 3.0).
Kenney.nl – бесплатные тематические паки
На сайте присутствуют разделы с 2D, 3D, UI-паками и даже изометрией, а так же есть как возможность пожертвовать любую сумму, так и скачать ассеты бесплатно. В наличии 40.000 изображений, предназначенных посвященных исключительно тематике, а при просмотре, изображения разбиты на тематические блоки и паки. Один блок содержит в себе набор персонажей, предметов и фонов. Контент распространяется под лицензией Creative Commons Zero (СС0).
OpenGameArt – библиотека бесплатной графики с упором на пиксель-арт
Большинство ассетов распространяется под лицензией, CC0 1.0 Universal (CC0 1.0), но в разделе FAQ упоминается о разных типах лицензий, которые могут быть и с которыми имеет смысл ознакомиться.
Reiner's Tilesets – Бесплатные тайлы
Сайт с графическими ассетами дизайнера Reiner Prokein, занимающегося созданием игр с 1999 года. Здесь можно найти спрайты животных, растений, построек, оружия, визуальных эффектов и практически любых объектов для RPG с изометрической графикой, напоминающих по стилю «Diablo II». В разделе, посвященному лицензии, говорится о возможности использования ассетов как в собственных, так и коммерческих целях, но указание авторства является обязательным.
Craftpix.Net – спрайты и ассеты для 2D игр
Есть как платные, так и бесплатные ассеты для таких жанров, как arcade, strategy, platformer, RPG и многих других типов игр. Присутствуют фоны, тайлы, иконки, спрайты 2D-персонажей и т.д. Согласно лицензии распространения, бесплатный контент может использоваться в коммерческих проектах.
Google – возможность поиска изображений с лицензией на распространение и изменение
Присутствие знаменитого поисковика в материале может показаться странным, однако, это только на первый взгляд. Не все знают, что поиск изображений в Google поддерживает более гибкие настройки и при желании может работать как поиск по изображениям с заранее заданным типом лицензии. Перейдя в раздел поиска по изображений, выбираем праздел «Инструменты» и выбираем пункт «с лицензией на распространение и изменение».
Сreativecommons.org – возможность поиска изображений с заданным типом лицензии распространения
Интересным фактом является то, ресурс тех самых лицензий Creative Commons и сам имеет встроенный поиск по изображениям, медиа, музыки и видео, а также возможность выбора типа лицензии распространения для поиска. Достаточно выбрать вверху галочки. "modify, adapt, or build upon", если есть потребность в дальнейшем редактировании изображений, а "use for commercial purposes", если игра будет являться коммерческим проектом. В нижней части переходим к выбору сервиса, в котором будет осуществляться поиск. К слову, Google там тоже есть и схема, описанная выше, сработает автоматически.
Покупка готовых паков
Envato market – один из огромнейших порталов, который объединяет в себе ряд ресурсов, посвященных возможности покупки лицензий для использования различных ассетов (в общей сложности – свыше 9 миллионов). В предыдущем материале разбирался пример с Audiojungle.net, а в этот раз, обратимся к ресурсу, посвященному изображениям, а именно к Graphicriver.net.
Graphicriver.net – объединяет в себе более полумиллиона материалов: шрифтов, изображений, паков с готовыми UI элементами и других графических элементов
Ознакомиться с полным типом лицензии можно здесь, но если кратко – в отличии от audiojungle, здесь существуют два типа лицензии и все куда проще... Один из них позволяет коммерческое использование, другой нет. Стоимость соответственно тоже будет разной, но это куда дешевле, чем выйдет заказ отрисовки всевозможных деталей на аутсорсе или силами участника команды разработки.
Gamedevmarket – множество готовых графических паков, в т.ч. GUI. Есть как платный, так и бесплатный контент
Портал со сравнительно демократическими ценами на готовые ассеты, удобным поиском и возможностью найти как 2D изображения, в т.ч. текстуры, так и паки с элементами интерфейсов. Есть удобный поиск по категориям и жанрам, но нужно быть внимательным к типу лицензии. использовать контент в коммерческом проекте позволяет только « Pro Licence».
Creative Mаrket – платные ассеты, UI-паки и многое другое
Огромный портал, посвященный платному контенту, в частности изображениям. Присутствует огромное количество разных паков, анимированных спрайтов, фонов, элементов интерфейса, различных паков и еще множество контента, который определенно пригодится при создании игры. Как и на предыдущих двух ресурсах, присутствует два типа лицензии. Неограниченное коммерческое использование предполагает второй тип – «Extended License», однако интересно, что даже используя «Standard License», разрешается реализовать до 500 копий конечного продукта. Ознакомиться же с полными условиями обеих лицензий можно в отдельном разделе.
Работа с аутсорсом
Как правило, работа с аутсорсом выходит сильно дешевле, нежели такой постоянный пункт расхода в бюджете, как ежемесячная з/п специалиста в офисе. О плюсах и минусах такого подхода сказано уже немало, если кратко – при правильной организации работы и построяния пайплайнов он вполне себе имеет право на жизнь.
- Лояльные сторонники
Если ваш проект обладает ярко выраженным тематическим сеттингом, лучше всего искать исполнителей по тематическим сообществам. Например, если игра в жанре «киберпанк» или «фэнтези», можно посмотреть альбомы фан-арта по группам в социальных сетях. Среди работ часто попадаются и такие, которые исполнены на должном уровне качества. Таким людям всегда можно написать и договориться об условиях, кроме того, за счет того, что вероятность их заинтересованности в участии в разработки может быть довольно высока, условия работы могут быть лояльнее, при том, что внимания к деталям и к работе в целом со стороны исполнителя будет больше. К тому же, нередко бывает, что если у проекта ведется активность в социальных сетях и он привлекает внимание аудитории, могут найтись и те, кто добровольно изъявит желание принять участие в разработке проекта. Главное не забывайте должным образом оформлять передачу прав на использование изображений.
- Фрилансеры
Существует несколько сервисов, которые предназначены для формирования задания или ряда задач со стороны заказчика и обеспечивают возможность поиск исполнителя, а также вывод задания в общий поиск для того, чтобы исполнители сами смогли отправить заявку на принятие заказа. Среди таких сервисов например, YouDo, Fl.ru и Upwork. Здесь наиболее интересным являются пункты о налогах и о передаче исполнителем заказчику исключительных прав.
На YouDo по этой части есть сервис «сделка без риска», где эти пункты подробно описаны. На Fl.ru работает аналогичный сервис под названием «Безопасная сделка», где также есть подробное описаниe. Разница между сервисами в том, что YouDo предлагает уплачивать налоги самостоятельно обеим сторонам, но при этом при использовании «БС» может гарантировать возмещение материального ущерба в размере 10.000 руб, при этом автоматически увеличивая комиссию со стороны заказчика до 11% от стоимости услуг исполнителя + 35 рублей. У FL.ru есть отдельная тарифная сетка, где комиссия зависит от суммы сделки, кроме того, сайт выступает еще и в лице налогового агента и сразу уплачивает налог НДФЛ, снимая 13% с вознаграждения исполнителю.
Upwork берет на себя все юридические аспекты со стороны заказчика, но имеет довольно непростую систему комиссий. Ранее биржа забирала себе 10% от всех платежей от клиента к фрилансеру. Сейчас комиссия составляет 2.75% со всех платежей клиента и 20% / 10% / 5% (в зависимости от бюджета) от вознаграждения фрилансера. Чем больше будет бюджет, тем меньше комиссия: до 500$ – 20%, 500$ – 10000$ – 10%, больше 10000$ – 5%. То есть диапазон комиссий на Upwork сейчас фактически от 7.75% до 22.75%, но имеет место стимуляция долгосрочных контрактов – комиссия для фрилансера меньше 10%, если сумма проекта превышает 10000$. Налоги на получение прибыли (НДФЛ) уплачиваются исполнителем самостоятельно.
- Самостоятельный поиск исполнителя
Не стоит забывать и о поиске специалистов, которые могут соответствовать нужному уровню и готовы взяться за задание удаленно, но не обязательно заинтересованы в проекте настолько же сильно, как был приведен пример в первом случае. Это будет скорее всего дороже, но все еще меньше, чем найм специалиста или пула специалистов на постоянной основе. Основные сайты, которые используются в качестве галереи у художников для своих работ – Behance, DeviantArt и Artstation. Здесь уже придется в частном порядке договориться об условиях и способах оплаты, однако, это тоже вполне себе рабочий вариант. Очень часто можно найти те работы и галереи, где стиль художника будет наиболее близок к тому, что требуется для проекта.
Практика показывает, что использование ресурсов и методов, указанных в материале, способно значительно снизить затраты по проекту. Используя готовые ассеты, модификации, а также определенный подход в работе с нужными специалистами, можно избежать больших затрат при создании инди-игр, не теряя уровень в планке качества. Если вам интересно больше узнать про создание собственных игр, или хотите пойти на работу в игровую компанию, то приглашаем на наши образовательные программы «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр». У нас часто проходят и однодневные открытые мероприятия, узнать о которых можно на странице анонсов.
Автор: Михаил Пименов
← Назад к списку