Специальность «Информационный менеджмент»: описание дисциплины, требования к профессии

Специальность «Информационный менеджмент»: описание дисциплины, требования к профессии

13.06.2018

Информационный менеджмент

Информационный менеджмент – это наука об управлении информационными системами в любых масштабах: от общегосударственного до узкоспециализированного. Чаще всего ИТ-менеджеру приходится работать с IT-средой внутри одной компании. Но и в таком случае необходимо обращать внимание то на прогресс технологий во всем мире, то на некие специфические и малоизвестные ИТ-области.

Впервые попытки сознательно использовать ИТ-технологии для улучшения бизнес-результатов предпринимались в 1960-е годы. Классический пример успеха в этой области – изобретение американскими авиакомпаниями сервисов заказа и продажи билетов. На сегодняшний день фактически ни одна организация не функционирует без IT. Первоначально управление в этой сфере поручали простым менеджерам в союзе с техническими специалистами, но к настоящему времени профессия «информационный менеджмент» стала вполне самостоятельной и незаменимой.

Обучение по специальности «информационный менеджмент»

В России эта специализация получила признание позднее, чем за рубежом (где соответствующее понятие было известно уже в 1970-х годах). До недавних пор должности, связанные с IT-управлением, в нашей стране чаще всего занимали люди с дипломом менеджера, прошедшие курсы повышения квалификации или просто накопившие опыт работы в технической сфере, или наоборот – технические сотрудники, обладающие определенными талантами в управленческой области. Однако теперь самостоятельная дисциплина «информационный менеджмент» преподается уже во многих учебных заведениях. Выпускники, получившие профильное образование, имеют шанс начать карьеру с достаточным багажом знаний, тратить меньше сил на накопление опыта и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Специальность «информационный менеджмент» предполагает обучение основам ИТ-технологий, применяемых при регулировании коммуникационных потоков. Прослушивая лекции, студенты знакомятся с традиционными и инновационными моделями бизнес-процессов, с правилами автоматизированного документооборота, учатся руководить персоналом, осваивают специфику работы со всеми видами деловой информации.

При поступлении в вуз нужно иметь высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию, а иногда – также по иностранному языку. Профессия находится на стыке между гуманитарными и техническими областями, между информатикой и бизнесом. Учебный процесс предполагает ознакомление как с достижениями техники, так и с особенностями человеческих взаимоотношений.

Люди, имеющих высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».


Должность информационного менеджера

Когда IT-технологии только начинали внедряться, ими хаотично управляли, с одной стороны, технические рабочие и программисты, а с другой стороны – представители топ-менеджмента, для которых это не было существенной частью служебных обязанностей. Первые нередко слабо понимали нужды сотрудников и клиентов, заставляли их подстраиваться под свои интересы, плохо ориентировались в стратегических вопросах развития бизнеса. Вторые обычно мало знали о новых технологиях, их требования трудно было согласовать с реальным положением дел.  

Вскоре стало ясно, что передача руководящих полномочий профильным сотрудникам резко повышает эффективность информатизации рабочего процесса. Это решение реализуется несколькими способами – что привело к появлению на рынке большого количества различных вакансий для ИТ-менеджеров.

Во-первых, такой профессионал может трудиться в специализированной компании, которая на правах аутсорсинга управляет информационной архитектурой фирм-клиентов. Такой метод организации работы с ИТ особенно распространился в последнее время благодаря возможности выполнять многие действия в режиме удаленного доступа (а эта возможность, в свою очередь, обязана своим появлением успешному распространению ИТ-технологий).

В крупных фирмах, работающих с особо сложными технологиями, по-прежнему сохраняются собственные ИТ-отделы. Главным ИТ-менеджером такой компании является директор по IT, нередко имеющий статус заместителя гендиректора. Ему подчиняется начальник отдела, а тот, в свою очередь, часто имеет в своем подчинении не только технических работников, но и менеджеров низшего звена, занимающихся отдельными узкими вопросами.

Наконец, на предприятиях, основная деятельность которых непосредственно связана с ИТ-сферой, ИТ-менеджеры возглавляют большое количество различных направлений. Они ориентированы уже не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на взаимодействие с потенциальными и реальными клиентами.  Особая позиция – менеджер ИТ-проектов. Такие специалисты в течение ограниченного срока занимаются достижением некоей комплексной цели в ИТ-сфере – например, контролируют разработку новой компьютерной программы или создают для предприятия систему информационной безопасности.

Подходы, направления и задачи информационного менеджмента

В деятельности информационного менеджера реализуются следующие подходы:        

  • экономический – определяется объем затрат на применение тех или иных технологий и прогнозируется размер экономии или прибыли, которую оно способно принести;
  • аналитический – определяются потребности пользователей и возможные методы их удовлетворения;
  • организационный – применение IT-систем соотносится и согласуется со всем процессом управления фирмой;
  • системный – объединяет все вышеуказанные подходы и рассматривает информационную среду как единое целое.

Все эти подходы на практике пересекаются. IT-менеджер имеет право сосредоточиться, например, на решении некоего денежного вопроса – но при этом он обязан учитывать и потребности пользователей, и организационные моменты.

В ИТ-менеджменте выделяются три основных направления – собственно управление информационными системами, их стратегическое развитие и IT-маркетинг. Оперативное управление ориентировано в первую очередь на настоящее, стратегическое развитие – на будущее (как правило, на грядущие три-пять лет). IT-маркетинг обретает важность в том случае, если компания занята производством и продажей IT-продуктов, то есть предлагает свои разработки в IT-сфере широкому кругу клиентов.

Независимо от выбранного подхода и направления, ИТ-менеджер должен уметь решать следующие задачи:         

  • техническое обеспечение информационной системы;
  • развитие и обслуживание ИТ-системы;
  • планирование в пределах имеющихся полномочий;
  • создание организационной структуры, обеспечивающей функционирование ИТ-среды;
  • дальнейшее управление персоналом в рамках этой оргструктуры;
  • решение финансовых вопросов в своей области;
  • обеспечение защиты информации.
← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter