Управление ИТ в бизнесе

Управление ИТ в бизнесе

19.06.2018

Управление ИТ в бизнесе

Как осуществлять управление ИТ в бизнесе? Еще недавно широко обсуждались вопросы необходимости внедрения информационных технологий в рыночном и государственном секторе. Сейчас этот процесс является более актуальным: практически ни одна организация с самого начала своей деятельности не обходится без использования информационных систем. Именно поэтому перед профессиональным сообществом встала данная проблема.

Чаще всего IT-архитектура организации изначально создается стихийно. Закупается некоторое количество техники, выбирается определенное программное обеспечение. Впоследствии при необходимости может быть докуплена дополнительная техника или внедрены новые программы – однако это происходит локально, при решении отдельных проблем на том или ином участке. В результате разные элементы IT-инфраструктуры могут плохо согласовываться с друг другом. Иногда ошибок и противоречий накапливается так много, что вместе они существенно снижают качество работы ИТ-среды и эффективность всего бизнес-процесса.

Какими должны быть ИТ в бизнесе

Специалисты различают оценку информационной среды как таковой и ее же оценку применительно к бизнесу. При обычном инженерном анализе рассматриваются технические показатели – объем хранящейся информации, скорость ее обработки, применяемые каналы коммуникации. При бизнес-оценке на первый план выходят другие вопросы. Как повлияло использование ИТ-технологий на выпуск конечного продукта или оказание услуг? Дорого ли обошлось внедрение? Принесло ли оно прибыль?

Проанализировать работающую ИТ-инфраструктуру могут как собственные специалисты (например, директор по IT), так и приглашенные эксперты. Заказать профессиональную консультацию по ИТ-технологиям, своего рода IT-аудит имеет смысл, даже если в штате имеются довольно квалифицированные ИТ-менеджеры. Взгляд со стороны часто бывает полезен, чтобы оценить все преимущества и недостатки сложившейся схемы. На основании внутренних и внешних оценок управление информационными технологиями в бизнесе может оптимизироваться и развиваться. 

Стратегия ИТ в бизнесе

Стратегия использования и развития ИТ – это не обязательно отдельный единый документ. Это может быть массив документов, итоги различных совещаний, набор кадров в презентации. Главное, чтобы у директора по ИТ и (в идеале) у других топ-менеджеров имелось четкое представление по этому вопросу. На определенном этапе развития бизнес-проекта, когда он уже пережил стадию стартапа, неизбежно приходит момент для серьезного обсуждения этой темы. Этот момент очень важно не упустить.

В зависимости от множества внешних и внутренних факторов IT-стратегия может составляться несколькими методами:     

  • Комплексная синтетическая стратегия учитывает все нюансы развития ИТ на ближайшие три-пять лет, от обучения пользователей до информационной безопасности, от организации службы поддержки до применения удаленных рабочих столов.
  • В базовую стратегию включаются лишь три пункта – общее видение ИТ в данной конкретной компании, описание информационной архитектуры, планирование дальнейшего развития IT.
  • Стратегия с перевесом в сторону одной или нескольких областей ИТ – например, если фирма считает своей основной задачей в ближайшее время существенное ускорение работы или оцифровку всех архивов.

Комплексная методология оптимизации IT, разработанная компанией IBM, предлагает распределить стратегические задачи по пяти пунктам – инфраструктура, сервисы, процессы, организационные вопросы, финансы и проекты. Для улучшения тех или иных элементов информационной среды разработаны открытые стандарты – например, стандарт ISO17799 посвящен обеспечению безопасности, а стандарт COBIT предназначен для построения системы управления ИТ.

Кто управляет IT

Руководить информационными системами и архитектурой должен человек, одинаково хорошо разбирающийся в технологиях и менеджменте. В настоящее время уже выделена отдельная специальность ИТ-менеджер, которая преподается во многих вузах. Управление IT в бизнесе – главная и непосредственная функция такого специалиста.

Конечно, для руководства информатизацией всего бизнеса недостаточно иметь диплом. Важную роль играет живой опыт работы в IT-сфере – который до недавних пор, пока многие фирмы обходились без ИТ-менеджеров, было сложно приобрести. Однако сейчас ситуация улучшается, новая профессия начала заслуживать признание и даже в какой-то степени вошла в моду.

Нередко оптимизация и управление IT-инфраструктурой отдается на аутсорсинг. Специализированные фирмы сопровождают компании-клиентов на всех стадиях, от закупки оборудования и установки программ до сервиса и ремонта. Это неплохой вариант – конечно, лишь в том случае, если руководство компании-клиента грамотно подошло к выбору ИТ-фирмы.

Наконец, иногда для реализации каждой задачи в ИТ-сфере компания нанимает новую подрядную организацию или специалиста-фрилансера. В большинстве случаев этот подход оказывается бессистемным и неэффективным, к тому же крайне неблагонадежным с точки зрения информационной безопасности. Однако порой оказывается, что некоему конкретному бизнесу лучше всего подходит именно такая схема. Информационные технологии – крайне сложная и изменчивая сфера, здесь нет единых рецептов и для каждой компании существует собственный уникальный путь.    

Повысить квалификацию в сфере управления ИТ в бизнесе без отрыва от работы можно в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».

← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter