Профессия «BizDev» в игровой индустрии

Профессия «BizDev» в игровой индустрии

16.06.2018

ХусаиновИнтервью Хусаинова Альберта, директор по развитию бизнеса студии 3i Games в компании Mail.Ru про работу биздева в игровой индустрии. В рамках образовательных программ по игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр».

Добрый день, Альберт. Расскажи, пожалуйста, читателям,  что собой представляет профессия Business Development Manager в целом? Чем обычно занимается данный специалист.

BD Manager, как таковой – профессия уникальная. Уникальная в том смысле, что надо разбираться во всех аспектах продукта, сервиса или сферы деятельности, которой ты занимаешься. Почему. Потому, что разговор ведешь с очень разными людьми и вопросы могут коснуться любой сферы – бизнес, финансы, технические аспекты, возможно арт. Но все естественно сводится к самой главной вещи в человеческом обществе – общению и решению вопросов. Если в двух словах, чем занимается, на мой взгляд, хороший BD – он общается и решает вопросы. Все остальное это приложение. Тут очень важный момент, если утрировать, у хорошего BD общение приводит к решению вопросов, у плохого остается общением. Хотя это конечно дифференцирование – нет 100% хороших и плохих. Первые – утопия, вторые долго не выживают в профессии.

Сам ты работаешь в mail.ru, какие ключевые отличия и особенности биздева в игровой индустрии, которые не свойственны BDM в других областях? Какие профессии схожи или максимально близки к такой должности.

Давайте в начале на второй вопрос отвечу. Собственно, моя предыдущая должность – менеджер проектов, ближе всего. По сути, они очень близки. PM тоже решает вопросы и общается. Разница в том, что PM более привязан к операционной деятельности и тех. аспектам, а BD скажем так более эфирный товарищ, который больше парит в небесах, меньше знает о том, как там устроена взаимосвязь сервер-клиент, но знает правильных людей и может с ними поговорить. Многие руководители небольших компаний любят возложить на PM или даже программиста обязанности BD. Иногда получается, если персонаж, скажем так, мульти-классовый. Отчасти за счет возложения на меня таких функций я и пришел к идее идти в BD.

Если более глобально – дипломат, наверное.

Относительно других областей, я думаю главное отличие – максимальная вовлеченность в индустрию. В игровой индустрии, все по умолчанию считаются пассионарными людьми, живущими играми. Тут иначе никак, нельзя просто сидеть и считать колонки сухих цифр. И это касается не только BD – уже при приеме на работу, тебя обязательно спросят – а во что ты играешь?

Чем занимается биздев в игровой компании, как именно проходит типичный день такого сотрудника, какие задачи перед ним стоят?

Биздев в игровой компании должен следовать девизу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». BD, мне кажется, в принципе не имеет смысла без развития – он всегда ищет: новые контакты, проекты, возможности. Проблемы, такая вещь, если их решить раз – они просто так снова не появятся при плавном течении жизни, а если нырять с головой дальше – обязательно получишь ворох.

Типичный день сам по себе не сильно разнообразный – изучение новостей, аналитика, тестирование новых проектов, сервисов, переговоры с коллегами, переписка и созвоны с партнерами. Это не работа следователя – большого драйва в обычный день не будет. Все самое интересное конечно бывает на выездных мероприятиях. Там общение фейс-ту-фейс и решаются все основные задачи. На выезде красноречие и виртуозное владение имеющейся информацией даст тебе бесплатно проект на миллион долларов.

Какими еще вещами обычно приходится заниматься такому специалисту в сфере геймдева помимо своих прямых обязанностей?

Если изначально обязанности были сконцентрированы на биздеве, то, наверное, ничем. Ты и так занимаешься деятельностью, которую любят на всех перекладывать, а переложить что-то на тебя сложнее, т.к. ты не обладаешь как правило специальными навыками. Хотя указанное выше тестирование – это серая зона, которая имеет степени делегирования. Естественно, ты должен понимать, с чем ты работаешь, но насколько глубоко – это уже другой вопрос. Обычно, твое дело понять, отсмотрев пару десятков проектов, - это вот оно. А дальше, коллеги по аналитике и тестированию уже должны подтвердить твое предположение.

Поговорим о плюсах и минусах работы биздевом. Какие ключевые достоинства и недостатки ты бы мог выделить? А также обозначь средний уровень зарплаты на такой должности в РФ.

Здесь речь скорее не о плюсах и минусах, а о том, насколько такая работа подходит тому или иному типу людей. Как я уже упоминал выше, работа связана с общением и решением вопросов. Эта работа связана также с постоянными поездками, работа, требующая постоянно быть на связи, на контакте и партнеры могут написать, позвонить в любое время дня и ночи, поскольку  это связано с различными странами, различными поясами,  различными праздниками и выходными в разных странах, и партнер может плохо представлять какое у тебя время и есть ли выходной, и если партнер важный, очень важно быстро ему ответить чтобы не упустить возможность. Профессия биздева, таким образом, можно сказать является воплощением такого несколько негативного тренда, про который любят писать в различных статьях, когда работа смешивается с личной жизнью и становится частью твоей повседневной жизни. Это, конечно, можно расценивать как крайне негативную часть профессии, но лично я отношусь к этому проще – если ты современный человек, ведешь активный образ жизни, связан с интернетом и держишь себя в ментальном тонусе, у тебя нет такого что ты сделал свою работу, отсидел от звонка до звонка и твой мозг вырубился - если такого нет, то для тебя это не проблема. И, конечно, в этот момент многие возьмут для себя на заметку - нет, это сложная работа, я бы не хотел так работать – что ж, это выбор каждого, но нам мой взгляд, здесь все обстоит именно так. Соответственно такая работа не особо подходит людям, которые привыкли работать в своем ритме, не отвлекаясь на внешние раздражители.  О минусах, я думаю, все, что можно было сказать, сказано. Теперь о плюсах. В промо-лозунгах, наверное, обычно пишут: «стабильная зарплата, соцпакет, возможность повидать мир».  Но из вышеперечисленного, если говорить в целом о позиции БиДи, ничто, наверное, не является однозначным. Стабильная зарплата и соцпакет целиком зависят от вашего работодателя. Есть компании, которые это предоставляют, а есть те компании, которые не предоставляют. В Mail.Ru, конечно же, с этим никаких проблем нет.  А относительно «повидать мир» - все зависит от направления вашей деятельности - если вы заточены на международные отношения, хорошо знаете английский и умеете входить в отношения с представителями других культур, то здесь, конечно для вас очень широкие возможности, потому что будет много поездок и эти поездки будут зарубежными.  Относительно среднего уровня зарплаты биздева в РФ  - сложно судить.  Уровень зарплаты сильно зависит от квалификации. Говоря «биздев» мы очень сильно размываем позицию, о которой здесь говорим, объединяя в одну кучу стартовые, average  и топовые позиции, поэтому я , наверное не смогу сказать, что является средним, но средняя ставка для junior колеблется в размере 60-80 тысяч рублей чистыми деньгами.

Как стать биздевом именно в игровой индустрии? И какой путь был у тебя?

Если говорить о том, как прийти в биздев совсем с нуля – люди приходят в биздев очень разными путями. Если у вас техническое образование и первой вашей профессией будет биздев, это, наверное, будет странным, хотя ничего невероятного в этом не будет.  Если у тебя правильно подвешен язык, ты хорошо понимаешь ту индустрию, в которую пришел, хочешь общаться и хочешь быть на волне и готов решать вопросы, тогда конечно, невзирая на свой бэкграуд, ты можешь сделать биздев своей даже самой первой профессией в жизни. Только здесь необходимо понимать, что биздев – это отдельная своего рода гуманитарное и элитное направление и если ты туда пришел, то перейти в другую сферу именно внутри геймдева тебе будет сложно.  То есть если отработал один-два года и решил, что тебе в геймдеве нравится друга стезя, здесь у тебя будут проблемы, потому что биздев как это уже было писано выше – сфера где ты занимаешься коммуникациями. Если это твоя первая профессия и ты ничем кроме биздева не занимался, крайне мала вероятность, что тебя возьмут на какую-либо другую стартовую позицию. Если честно, я бы даже сравнил  это с тем как если бы ты закончил университет по какой либо гуманитарной профессии и потом решил стать профессиональным рабочим. Ты понимаешь, что у тебя есть статус и образование, но простой работяга будет иметь больше преимуществ, имея профильное образование  и будучи под это заточен, а ты два года занимался неизвестно чем.  Относительно того откуда люди в целом приходят в профессию – это могут быть разные сферы. Это могут быть и программисты, и маркетологи, и менеджеры проектов. Я еще не видел среди биздевов художников, но возможно есть и они. 

Если говорить о моем пути, то путь этот был тернист и проходил через все не убер профессиональные сферы геймдева.  На заре моей карьеры я работал и в качестве гейм-мастера, и в качестве переводчика-локализатора, тестера, комьюнити-менеджера, далее я перешел в профессию менеджера проектов, и уже оттуда я перешел в бизнес-девелопмент. Отдельный вопрос, как это происходило – связано это было со многими изменениями внутри компании, в которой я тогда работал, когда оттуда ушло несколько людей, составлявших костяк бизнес девелопмента. Проджект менеджер, как я уже упоминал выше, более всех остальных является вовлеченным в какой либо переговорный процесс.

Какой совет ты бы дал людям, которые мечтают работать BDM и заниматься развитием бизнеса в геймдеве?

Совет первый и главный: постарайтесь чтобы BDM не перерос в bdsm. Если мы говорим о геймдеве и о БиДи, сразу следует понимать, что мы говорим с человеком, который обладает определенным культурным бэкграундом и не является простым рабочим человеком, у которого выбор в жизни ограничен. Соответственно, поскольку в вас есть выбор, вы можете четко понимать надо вам это или нет, выбирать для себя любимую сферу деятельности. Я выше уже упоминал, что БиДи это такая сфера деятельности, в которую потребуется погрузиться очень глубоко. Поэтому я бы рекомендовал вам перед тем, как идти в БиДи, убедиться, что вы готовы к этому – готовы быть постоянно на контакте, общаться, регулярно совершать поездки заграницу, быть открытым человеком.

Если говорить о практической составляющей, конечно, неплохо иметь какой-то правильный бэкграунд в виде гуманитарного образования или трудового опыта. Лучше всего мне кажется подойдет образование, связанное с языками – для работы на конкретном направлении. Трудовой опыт – вероятно менеджмент позиции – часто с них приходят. Очень желательно, чтобы это были позиции из игровой индустрии.

Спасибо за интервью!

 

Идет набор на программы 


← Назад к списку
Контактные телефоны:
+7 (495) 688-77-44 +7 (495) 621-56-18
ЦРКБИ в социальных сетях
Сотрудничество
Яндекс Naumen MBA.SU Cleverics Консультационная Группа АТК Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ IT Expert КРОК 1С-Битрикс Издательство «Открытые системы» Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Российская Ассоциация электронных коммуникаций Форум по ИТ Сервис-менеджменту (itSMF Russia/itSMF России) РОЦИТ Союз ИТ-директоров РФ (СоДИТ) ABPMP Russian Chapter