CвернутьВсе разделы

Организация электронной коммерции

Цель: сформировать у слушателей систему понятий, знаний и навыков по комплексному управлению проектами в области электронной коммерции, т.е. общие компетенции функционального менеджера подразделения интернет-компании или бизнеса типа «стартап».

Задачи:

  1. Дать представление о современном рынке электронной коммерции в России и в мире, о текущих тенденциях и направлениях развития.
  2. Дать представление об организационной структуре, бизнес-модели и общих принципах управления проектами в электронной коммерции. Сформировать основополагающие принципы работы отдельных функциональных элементов системы электронной коммерции и задачи каждого направления.
  3. Изучить принципы формирования стратегии бизнеса электронной коммерции.
  4. Изучить подходы к управлению ассортиментом и продуктовой матрицей.
  5. Изучить Логистическо-операционную составляющую.
  6. Изучить Маркетинг в электронной коммерции.
  7. Изучить CRM в электронной коммерции.
  8. Изучить основные подходы к управлению эффективностью: KPIs, финансовый  анализ и бюджетирование.
  9. Дать представление о технологической составляющей электронной коммерции и системе управления Сайтом интернет-магазина.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

  • Понимать общее устройство рынка, показатели, тренды и основных игроков рынка;
  • Знать принципы построения организационной структуры электронной коммерции по классической бизнес-модели; 
  • Уметь разработать общую стратегию по ключевым функциональным блокам;
  • Уметь разработать маркетинговую стратегию и посчитать маркетинговый бюджет;
  • Знать систему управления ассортиментом и подходы к ценообразованию;
  • Знать систему управления маркетингом по ключевым блокам: фронт-енд, бек-енд;
  • Знать основы построения и функционирования операционно-логистического направления;
  • Знать систему KPIs (ключевых показателей эффективность) и управление потоками дохода и затратами;
  • Знать особенности технологической составляющей бизнеса и ИТ-инфраструктуры проектов электронной коммерции;
  • Уметь составить финансовую бизнес-модель бизнеса электронной коммерции и посчитать бюджет.

Содержание

 

Название блока

Содержание

1    Бизнес-планирование и разработка стратегии бизнеса электронной коммерции Анализ рынка в России и за рубежом. Обзор существующих на рынке  бизнес-моделей  в сегментах B2B, B2C, C2C.
Организационная структура бизнеса электронной коммерции, ключевые функциональные направления и их особенности: Ассортимент, ИТ, Операции, Логистика, Маркетинг.
Основы бизнес-планирования: составляющие бизнес-плана, система основных KPIs в электронной коммерции, Unit Economics как основа управления эффективностью.
2    Коммерческая стратегия Разработка комплексного продуктового предложения. Ассортиментная матрица. Анализ спроса. Конкурентный анализ. Система ценообразования. Теория сбалансированного ассортимента, методы коммерческой диверсификации. Система формирования добавленной стоимости.
     3 Технологическая инфраструктура бизнеса электронной коммерции Основные и вспомогательные ИТ-системы бизнеса электронной коммерции –фронт-енд и бек-енд. Виды, типы, разновидности CMS, CRM, WMS, SAAS в электронной коммерции. Понятие юзабилити. Понятие воронки конверсии. Аналитический инструментарий: основные подходы к веб-аналитике и методы её построения.
   4 Управление операциями: “продакшн”, складская логистика, доставка, платежи, клиентский сервис Понятие операционного-логистического процесса и его составляющие. Продакшн –роль контента и системы описания товаров . Складская логистика –основные принципы. Способы организации доставки. Методы онлайн платежей и их особенности. Принципы организации клиентского сервиса и управления качеством.
Анализ операционных затрат.
   5 Управление Маркетингом электронной коммерциии: Блок «Фронт-енд» Комплекс Маркетинга: Понятие системы маркетинга электронной коммерции – основные составляющие элементы и их особенности. Общий принципы разработки маркетинговой стратегии по ключевым блокам. Фронт-енд: сайт, управление трафиком, управление каналами привлечения клиентов. Система фронт-енд маркетинговых коммуникаций. Бюджет привлечения и основные KPIs. 
   6 Управление Маркетингом электронной коммерциии: Блок «Бек-енд» RFM-сегментация и управление клиентскими базами данных в электронной коммерции. Понятие LTV. Управление прибыльностью через управление клиентскими сегментами. Управление лояльностью и способы удержания клиентов. Система KPIs. Бюджет «бек-енд».
  7 Emailing-маркетинг Emailing как ключевой инструмент маркетинга электронной коммерции. Планирование Emailing. Основные правила построения системы Emailing-коммуникаций. Типы, виды и особенности различных типов Emailing. Анализ эффективности.
     8 Управление финансовой эффективностью электронной коммерции Построение бизнес-модели. Финансовый анализ. Система KPIs и подходы к анализу эффективности. Анализ и управление финансовыми рисками. Понятие точки безубыточности. Вывод проекта на самоокупаемость. Принципы и подходы к бюджетированию. Оценка инвестиционной привлекательности проекта.

Оценка и контроль знаний 

Промежуточный контроль знаний заключается в подготовке слушателями и оценивании домашних заданий: 

  • «Мини-бизнес-план проекта электронной коммерции»;
  • «Продуктовая матрица»; 
  • «План и бюджет маркетинга»;
  • «Emailing-план»;
  • «KPIs-лист»;
  • «Финансовая модель проекта электронной коммерции».

Итоговый контроль знаний проводится в виде Зачета.

Оценка выставляется по десятибалльной системе.

Преподаватели

Юлиана Гордон, член совета директоров интернет-магазина AIZEL.ru, руководитель интернет-проекта в компании "Leroy Merlin", основатель и генеральный директор iWENGO.ru