20 июня в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ прошел мастер-класс, посвященный работе с восприятием бренда через поисковые системы.
Слушатели программ профессиональной переподготовки «Интернет-маркетинговые коммуникации» и «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» проходят курсы «Контент-маркетинг, директ-маркетинг, репутационный менеджмент» , «Перфоманс-маркетинг – контекстная реклама, таргет», «Оптимизация проектов для поисковых систем», «Бренд-менеджмент».
В рамках итоговых проектов проектируют Customer Journey Map для своего проекта или продукта, проводят исследование рынка и бенчмаркинг конкурентов, составляют семантическое ядро и планируют рекламные кампании в разных каналах.
В мастер-классе приняло участие около 80 человек из числа слушателей и выпускников ВШБИ НИУ ВШЭ, а также тех, кто интересуется проблемами интернет-репутации и видимости бренда, занимается контент-маркетингом и репутационным менеджментом.
Мастер-класс провели Ольга Калашникова, CEO коммуникационного агентства SmartMedia, Светлана Илиади, руководитель проекта в мониторинговом сервисе Semantex, Виктория Кубрина заместитель генерального директора по продажам и маркетингу австрийского центра здоровья Verba Mayr, и Ирина Славинская, бренд-менеджер фармацевтической компании « Герофарм».
Ольга Калашникова из SmartMedia рассказала об опыте агенства по изучению поведения пользователя в интернете: как именно он ищет продукт, с каким форматом контента сталкивается – и как это влияет на продажи. Также Ольга поделилась методикой глубокого мониторинга информационного поля бренда, которую разработало и применяет агентство.
Презентация «Бренды глазами тех, кто ищет и выбирает»
Часто компании ограничиваются классической перфоманс-рекламой, которая работает с «горячим» спросом, и медийной рекламой, которая увеличивает знание о бренде. При этом из поля зрения выпадает ключевой этап «пути пользователя» – самостоятельный поиск подробностей о продукте.
Чтобы повлиять на выбор потребителя на этом этапе, нужно выяснить, как он изучает продукт перед покупкой, проработать путь пользователя в информационном пространстве (Customer Journey Map) и воронку информационного спроса.
Задача бренда – присутствовать со своим контентом на всех этапах выбора, везде расставить «указатели» к своему продукту и снять возражения. Помимо прямых ссылок, в качестве таких указателей выступают:
На этих примерах видно, как сильно отличается путь потребителя в digital в тематиках детского питания, недвижимости и фармы.
Чтобы найти решение своей проблемы, пользователь путешествует по страницам сайтов, используя всевозможные формы поиска. Среди них:
В каждой из этих форм поиска аудитория может столкнуться с негативом, который убивает ее интерес к бренду. Согласно ряду исследований, от 50 до 80% покупателей откажутся от покупки товара, по которому преобладают негативные отзывы.
Пример поисковой выдачи YouTube по запросу [папа джонс]. Вся первая страница поиска заполнена роликами, которые продвигают конкурентов и формируют негативный фон бренда «Папа Джонс».
Информационное поле бренда в поисковых системах отличается от картины обсуждений в соцсетях, для анализа которых есть специализированные сервисы, такие как BrandAnalytics, IQbuzz и YouScan. Они полезны, поскольку дают картину позитивных и негативных упоминаний в соцсетях. Но для оценки влияния на покупателя той или иной страницы или публикации нужно также учитывать позицию документа в поисковой выдаче и трафик на эту страницу.
Чтобы комплексно работать с информационным полем бренда в поисковиках, необходимо изучить каждую страницу в выдаче и определить:
Вот пример анализа поисковой выдачи по названию бренда моторного масла. Многие площадки в топе содержат негативные отзывы (выделены оранжевым), они привлекают максимальный трафик.
О том, как оценить влияние публикаций из поисковых систем на информационный фон и продажи, рассказала Светлана Илиади, представлявшая мониторинговый сервис Semantex.
Светлана Илиади предложила участникам мастер-класса чек-лист с вопросами, которые стоит включить в бриф для агентства по работе с онлайн-репутацией.
Cоберите в сервисе Wordstat от «Яндекса» статистику по ключевым запросам, по которым пользователи должны видеть ваш бренд в результатах поиска. Эти запросы необходимо структурировать по слоям спроса, двигаясь по воронке снизу вверх. Упрощенно, это выглядит так:
Далее нужно проанализировать поисковую выдачу по собранным запросам по чек-листу, который мы приводили выше. Лучше делать эту работу не вручную (придется обработать сотни и тысячи запросов), а с помощью алгоритмов, как делает Semantex. Он собирает данные о том, какие площадки получают максимум трафика, какие типы контента пользователи просматривают в первую очередь, сколько трафика получаете вы и ваши конкуренты, какова тональность контента в выдаче (оценка этого параметра проводится специалистом).
На диаграмме показано, сколько трафика получают по брендовым запросам условного жилого комплекса «Робинзон» он сам и его конкуренты (данные реальны, бренды изменены)
Итак, вы собрали информацию о том, какого типа ресурсы посещают ваши пользователи на разных стадиях спроса и какой тип контента они потребляют. После этого начинается основная работа, построенная на контент-маркетинге и работе с отзывами. О том, как это делать, – чуть ниже, в рассказах представителей брендов. Главный прием – создавать и размещать контент в тех форматах и на тех площадках, которые собирают основной целевой трафик из поисковой выдачи.
Основные метрики, по которым необходимо контролировать результаты работы с онлайн-репутацией бренда в поиске, таковы:
Затем Виктория Кубрина из австрийского центра здоровья Verba Mayr рассказала, как с помощью построения онлайн-репутации компании удалось кратно нарастить знание и продажи.
Презентация «Бренд глазами аудитории в поиске»
Прежде чем клиент закажет у вас услугу либо продукт, нужно завоевать его доверие. Поэтому Verba Mayr собирает и публикует отзывы своих клиентов, в том числе селебрити. Личные отзывы убедительны и помогают принять нужное решение на этапе выбора.
По словам Виктории, конверсия из лидов, полученных по рекомендации, в конечные продажи достигает 148% (то есть, каждый второй звонок из источника «мне вас порекомендовали» заканчивается двумя продажами – гость приезжает в компании с кем-то другим).
Verba Mayr активно работает с селебрити и заранее планирует их визиты в центр. Известных гостей приглашают отдохнуть, а затем опубликовать искренний и максимально подробный отзыв в соцсетях.
В идеале вся поисковая выдача должна работать на вас, начиная с поисковых подсказок и заканчивая контекстной рекламой. Эту работу Verba Mayr поручила агентству.
Лиды из контекстной рекламы будут стоить все дороже, если не наращивать емкость аудитории, не рассказывать о себе миру. Поэтому PR не менее важен для формирования репутации и лояльной аудитории. Вот некоторые ноу-хау Verba Mayr:
А в завершение выступила Ирина Славинская из фармкомпании «Герофарм», которая не понаслышке знает, как трудно небольшому бренду пробиться к своей аудитории.
Анализируйте поисковую выдачу и позиции конкурентов в ней. Это позволит измерить, сколько заинтересованных пользователей охватывает ваш бренд и бренды конкурентов. По результатам мониторинга составляйте перечень наиболее охватных целевых площадок и размещайте на них свои статьи, врезки и рекламу. Это позволит получить охват, сравнимый с телевизионным, но намного дешевле.
В России пока нет полноценной онлайн-торговли лекарственными препаратами. Это значит, что обычно нельзя отследить конверсии с рекламы в продажу. В такой ситуации данные об изменении информационного спроса становятся важной метрикой успеха. Так, в «Герофарме» оценивают результаты диджитал-марекетинга по трем основным KPI:
В компании очень ждут, когда в России появится полноценный e-commerce для БАДов и статистика по нему.
О брендах лекарств люди в массе своей узнают из статей и обзоров, которые находят через поиск. В результате контент-маркетинг, направленный на охват заинтересованных пользователей в поиске, дает кратный рост числа брендовых запросов и продаж.
Пример роста количества запросов на один из брендов «Герофарма». Из всех маркетинговых инструментов использовалась только контентная поддержка в результатах поиска.
Ждем вас на наших следующих встречах!
Предлагайте новые темы.
Узнайте больше о программах ВШБИ «Интернет-маркетинговые коммуникации» и «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» !
Рубрики |