Организация электронной коммерции
Цель: сформировать у слушателей систему понятий, знаний и навыков по комплексному управлению проектами в области электронной коммерции, т.е. общие компетенции функционального менеджера подразделения интернет-компании или бизнеса типа «стартап».
Задачи:
- Дать представление о современном рынке электронной коммерции в России и в мире, о текущих тенденциях и направлениях развития.
- Дать представление об организационной структуре, бизнес-модели и общих принципах управления проектами в электронной коммерции. Сформировать основополагающие принципы работы отдельных функциональных элементов системы электронной коммерции и задачи каждого направления.
- Изучить принципы формирования стратегии бизнеса электронной коммерции.
- Изучить подходы к управлению ассортиментом и продуктовой матрицей.
- Изучить Логистическо-операционную составляющую.
- Изучить Маркетинг в электронной коммерции.
- Изучить CRM в электронной коммерции.
- Изучить основные подходы к управлению эффективностью: KPIs, финансовый анализ и бюджетирование.
- Дать представление о технологической составляющей электронной коммерции и системе управления Сайтом интернет-магазина.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
- Понимать общее устройство рынка, показатели, тренды и основных игроков рынка;
- Знать принципы построения организационной структуры электронной коммерции по классической бизнес-модели;
- Уметь разработать общую стратегию по ключевым функциональным блокам;
- Уметь разработать маркетинговую стратегию и посчитать маркетинговый бюджет;
- Знать систему управления ассортиментом и подходы к ценообразованию;
- Знать систему управления маркетингом по ключевым блокам: фронт-енд, бек-енд;
- Знать основы построения и функционирования операционно-логистического направления;
- Знать систему KPIs (ключевых показателей эффективность) и управление потоками дохода и затратами;
- Знать особенности технологической составляющей бизнеса и ИТ-инфраструктуры проектов электронной коммерции;
- Уметь составить финансовую бизнес-модель бизнеса электронной коммерции и посчитать бюджет.
Содержание
Название блока |
Содержание |
|
1 | Бизнес-планирование и разработка стратегии бизнеса электронной коммерции |
Анализ рынка в России и за рубежом. Обзор существующих на рынке бизнес-моделей в сегментах B2B, B2C, C2C. Организационная структура бизнеса электронной коммерции, ключевые функциональные направления и их особенности: Ассортимент, ИТ, Операции, Логистика, Маркетинг. Основы бизнес-планирования: составляющие бизнес-плана, система основных KPIs в электронной коммерции, Unit Economics как основа управления эффективностью. |
2 | Коммерческая стратегия | Разработка комплексного продуктового предложения. Ассортиментная матрица. Анализ спроса. Конкурентный анализ. Система ценообразования. Теория сбалансированного ассортимента, методы коммерческой диверсификации. Система формирования добавленной стоимости. |
3 | Технологическая инфраструктура бизнеса электронной коммерции | Основные и вспомогательные ИТ-системы бизнеса электронной коммерции –фронт-енд и бек-енд. Виды, типы, разновидности CMS, CRM, WMS, SAAS в электронной коммерции. Понятие юзабилити. Понятие воронки конверсии. Аналитический инструментарий: основные подходы к веб-аналитике и методы её построения. |
4 | Управление операциями: “продакшн”, складская логистика, доставка, платежи, клиентский сервис |
Понятие операционного-логистического процесса и его составляющие. Продакшн –роль контента и системы описания товаров . Складская логистика –основные принципы. Способы организации доставки. Методы онлайн платежей и их особенности. Принципы организации клиентского сервиса и управления качеством. Анализ операционных затрат. |
5 | Управление Маркетингом электронной коммерциии: Блок «Фронт-енд» | Комплекс Маркетинга: Понятие системы маркетинга электронной коммерции – основные составляющие элементы и их особенности. Общий принципы разработки маркетинговой стратегии по ключевым блокам. Фронт-енд: сайт, управление трафиком, управление каналами привлечения клиентов. Система фронт-енд маркетинговых коммуникаций. Бюджет привлечения и основные KPIs. |
6 | Управление Маркетингом электронной коммерциии: Блок «Бек-енд» | RFM-сегментация и управление клиентскими базами данных в электронной коммерции. Понятие LTV. Управление прибыльностью через управление клиентскими сегментами. Управление лояльностью и способы удержания клиентов. Система KPIs. Бюджет «бек-енд». |
7 | Emailing-маркетинг | Emailing как ключевой инструмент маркетинга электронной коммерции. Планирование Emailing. Основные правила построения системы Emailing-коммуникаций. Типы, виды и особенности различных типов Emailing. Анализ эффективности. |
8 | Управление финансовой эффективностью электронной коммерции | Построение бизнес-модели. Финансовый анализ. Система KPIs и подходы к анализу эффективности. Анализ и управление финансовыми рисками. Понятие точки безубыточности. Вывод проекта на самоокупаемость. Принципы и подходы к бюджетированию. Оценка инвестиционной привлекательности проекта. |
Оценка и контроль знаний
Промежуточный контроль знаний заключается в подготовке слушателями и оценивании домашних заданий:
- «Мини-бизнес-план проекта электронной коммерции»;
- «Продуктовая матрица»;
- «План и бюджет маркетинга»;
- «Emailing-план»;
- «KPIs-лист»;
- «Финансовая модель проекта электронной коммерции».
Итоговый контроль знаний проводится в виде Зачета.
Оценка выставляется по десятибалльной системе.
Преподаватели
![]() |
Эдвайзер по электронной коммерции Procter&Gamble, директор по цифровому бизнесу SEB Group Преподаватель дисциплин:
|
![]() |
Исполнительный директор фулфилмен-оператора reWorker |